02.04.2018
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, почему в вузе проходит контрольная «Яндекса».
Не так давно наш университет стал площадкой контрольной по математике «Что и требовалось доказать», которую уже несколько лет подряд проводит компания «Яндекс». НГУЭУ не в первый раз выступает партнером этого мероприятия, потому что нам кажется, что «Яндекс» делает важное дело, привлекая внимание к математическому образованию.
Математика всегда была обязательным экзаменом для выпускников школ. Я внимательно слежу за тем, какие результаты они показывают, и заметил, что после введения ЕГЭ у школьников возникли серьезные трудности. Не все могли выполнить задания, многие заваливали экзамен. В результате потенциальные хорошие студенты — глубокие гуманитарии — лишились права поступить в вузы.
Сейчас ситуация меняется: математику поделили на базовую и профильную. Сдать базовый уровень — обязательно для всех желающих получить аттестат о среднем общем образовании. Насколько я успел заметить, большинство абитуриентов с этим хорошо справляются, потому что задания легкие. Казалось бы, всё хорошо? Но нет. Каждый год во время летней приемной кампании к нам приходят несколько абитуриентов с базовой математикой и двумя другими ЕГЭ. И мы вынуждены им отказать, потому что при поступлении в вуз принимается только профильный уровень математики, а так как они не имеют результатов запасных экзаменов, то даже на гуманитарные направления не могут поступать. Внимание абитуриентов и их родителей! Если вы сдаете базовую математику, то обязательно нужны три других экзамена ЕГЭ.
Что касается продвинутого уровня, то многие из тех, кто его выбирает, знают математику достаточно хорошо. Это при том, что мы, например, традиционно повышаем минимальные баллы по отношению к рекомендованным Министерством науки РФ (например, в этом году Минобрнауки РФ выставило минимальный балл по математике 27, а мы — от 30 до 38 баллов в зависимости от направления).
Почему мы это делаем? Ответ на этот вопрос, в общем-то, совпадает с ответом на вопрос, зачем мы выступаем площадкой для проведения контрольной «Что и требовалось доказать».
При подготовке экономистов (и специалистов для сферы IT и других направлений и специальностей подготовки) нужно уделять большое внимание этому предмету. Эта истина была известна еще тогда, когда я был студентом, ведь я окончил университет по специальности «Экономическая кибернетика», а квалификация, которая записана в моем дипломе, — экономист-математик. Знание математики позволяет экономисту уверенно чувствовать себя при анализе экономических процессов и представляет очень хороший инструментарий для этого.
Несмотря на то, что знание математики крайне необходимо экономисту, наши студенты в большинстве своем — явно не фанаты математики. Дело в том, что эта дисциплина преподается достаточно строго, бывает очень много двоек — и в результате, возможно, студенты воспринимают эту науку как что-то очень сложное.
Но, на мой взгляд, причина в другом. Во-первых, преподаватели математики не являются профессионалами в экономике и не могут донести до студентов, как те или иные математические инструменты использовать при решении экономических задач. А во-вторых, математика в основном читается на младших курсах, когда студенты еще не начали изучать профильные дисциплины и сами тоже не могут сориентироваться в применении математических методов в экономике.
Какой есть выход? Я уже рассказывал о том, как мне в свое время удалось замотивировать студентов на изучение математики. Чтобы пойти по этому пути, не обязательно одному преподавателю полностью перестраивать свои лекции, можно «сращивать» кафедру математики с кафедрой, которая могла бы сформировать общематематическую культуру применительно к экономике. В нашем вузе это уже есть: преподаватели кафедры статистики тесно взаимодействуют с коллегами с кафедры математики и естественных наук.
Я думаю, нам нужно двигаться дальше и искать новые форматы, потому что у нас есть много направлений — как экономических, так и в сфере IT — где невозможно какие-то вещи понять без специальных знаний математики. И контрольная «Яндекса» — еще один способ привлечения внимания к этой удивительной науке, которая помогает выстраивать логическое и системное мышление.
Я — за умение применить математический инструментарий в своей профессии!