22.02.2018
НГУЭУ собрал за круглым столом представителей предпринимательского сообщества, органов власти и общественных организаций, чтобы выяснить – как учить предпринимателей, какими компетенциями они должны обладать и сформирован ли высшей школе заказ на их подготовку.
Напомним, что в марте 2017 года принята Стратегия развития университета, где основной целью заявлено формирование НГУЭУ как ведущего вуза в области регионального развития на основе концепции «предпринимательского университета». В сентябре 2017 года создан проектный офис «Предпринимательский университет», главной задачей которого является реализация выбранной модели развития.
Инициированное НГУЭУ обсуждение – второе после заседания Попечительского совета вуза мероприятие из серии публичных обсуждений предпринимательской повестки дня. В работе круглого стола 20 февраля приняли участие действующие предприниматели, представители высшей школы, бизнес-сообществ, союзов, ассоциаций, руководители органов власти, в сфере ответственности которых находится развитие малого и среднего предпринимательства.
Модератором круглого стола выступил заведующий лабораторией стратегических и форсайтных исследований НГУЭУ, методолог проектного офиса «Предпринимательский университет» Сергей Смирнов, обозначивший проблему.
– Несмотря на то, что тема предпринимательства активно обсуждается, до сих пор имеется много вопросов, среди которых – что такое предпринимательство и как готовить предпринимателей, – отметил он. – Одни говорят о необходимости развивать у будущих предпринимателей конкретные компетенции: учить бизнес-планированию, вести переговоры, считать деньги; другие указывают на несовершенство существующих образовательных программ и необходимость дополнительных курсов. Вариантов ответов много, но складывается впечатление, что они не затрагивают основного. В частности – что делать с основным образованием: может ли университет, перестроив свою модель, заниматься подготовкой нового поколения предпринимателей с иным типом мышления, а не просто «набитой» рукой, умеющих «щелкать» бизнес-планы. НГУЭУ изъявил такое желание: мы предлагаем перейти в обсуждении темы подготовки предпринимателей с общей проблематики на уровень проектных предложений.
В ходе дискуссии ее участники обсудили, что такое предпринимательство и предпринимательский образ мышления; какими знаниями, навыками, компетенциями должен обладать успешный предприниматель; реализацию концепции «предпринимательского университета» (предпринимательство и высшее образование); заказ на предпринимателя (то, готово ли предпринимательское сообщество сделать заказ высшей школе), а также рассмотрели эффективные формы, методы, технологии обучения предпринимательству и развития предпринимательского мышления.
– В понимании многих предпринимательский вуз должен готовить предпринимателей, но это одно из распространенных заблуждений, так же, как и то, что предпринимательское мышление может пригодиться только в бизнесе, – объяснил проректор по стратегическому развитию и внешним связям НГУЭУ Павел Новгородов. – Широкий подход к определению предпринимательства звучит так: это «деятельность, направленная на поиск возможностей за пределами имеющихся ресурсов». Исходя из этого предпринимательское мышление необходимо не только предпринимателям, бизнесменам, но и наемным работникам, госслужащим, общественным деятелям и многим другим.
Ресторатор, совладелец баров Friends и Twiggy Вячеслав Яковлев в свою очередь заметил, что предприниматель, как правило, является и идейным вдохновителем, и творцом, которому на начальном этапе не хватает системных знаний: как выстроить команду и управлять ею, как сумасшедшую идею облечь в конкретику и монетизировать, как заключать акционерные соглашения и грамотно строить партнерские отношения, привлекать инвесторов.
– Этому инструментарию никто не учит – я и мои коллеги обжигались именно в этих вопросах, – добавил он. – Сегодня я считаю себя ресторатором-ремесленником, который очень хочет стать ремесленником-предпринимателем. Если бы у меня «на старте» был определенный набор инструментов, я бы прошел этот путь быстрее и легче.
Основатель и директор группы компаний «Д2» Дмитрий Татаринцев согласен с тем, что практика должна подкрепляться теоретическими знаниями: лекции, после – лабораторные и практические занятия.
– Те, кто сегодня учится на предпринимателя, чаще всего приходят устраиваться в компанию без четкого понимания того, что нужно делать, – считает Дмитрий Татаринцев. – Мы сейчас развиваем несколько направлений и столкнулись с такой болью, как нехватка у кандидатов теоретических знаний, которые должны подкрепляться практикой. Как в Москве, так и в Новосибирске есть бизнес-сообщества, которые собирают не тех, кто хочет стать предпринимателем, а уже действующих, еще и деньги за это берут. Мало тех, кто готов бесплатно рассказывать, как стать предпринимателем. Мы готовы выступить менторами, инвесторами для тех, кто хочет овладеть предпринимательскими навыками.
Директор ООО «Эврика» (музей занимательных наук «WOW!Музей») Евгений Зейналов посоветовал НГУЭУ выступить инвестором на стадии pre-seed, seed: создать на первом курсе студенческие команды, которые на протяжении полугода готовят проект и выходят на оценку жюри, победители получают миллион рублей на реализацию своего кейса.
— Весь поток следит за проектом, учится на чужих ошибках, смотрит, куда направляются деньги, — объяснил Евгений Зейналов. — У вас будут готовые success stories — бизнесы, которые вышли из предпринимательского университета. В Новосибирске сейчас много прекрасных компаний, которые могут вместе с вузом в эту идею войти, поскольку находятся в поиске крутых студентов.