Известный ведущий радио «Европа Плюс» Кирилл Харитонов — выпускник НГУЭУ. Он окончил наш университет в 2009 году, получив диплом специалиста по связям с общественностью.
— Кирилл, почему вы поступили в НГУЭУ?
— За компанию с другом, с которым учились потом в одной группе. Но до нархоза поступил еще и в НГУ, на механико-математический факультет. Ведь я тогда еще решал дилемму — гуманитарий я или технарь, хотя к тому времени уже и был выпускником колледжа информатики НГУ. И все же гуманитарные науки победили. Поначалу поступил на платное обучение, но так как учился на «отлично», через два года уже был на бюджете.
— Расскажите о вашей работе по специальности?
— По специальности я начал работать уже со второго курса, это было PR-агентство In Mar Relations, где замечательные профессионалы, неординарные и творческие люди научили меня всему, чем они успешно занимались и занимаются по сей день. Основная задача сотрудников агентства — создание привлекательного имиджа компаний путем использования различных технологий — маркетинг, PR, брендинг, специальные мероприятия и другие, тоже ориентированные на успех. Было интересно. Работал я пять дней в неделю, в те часы, когда был свободен от занятий в университете. И мне разрешили взять за основу своей дипломной работы одно из мероприятий этого агентства, за которое я был ответственным исполнителем. Все тщательно проанализировал, сравнил, подвел теоретическую базу, сделал выводы и защитился на «отлично», получил красный диплом.
— Диплом облегчает поиск работы?
— Да, его вместе с составленным по всем правилам резюме и внушительным портфолио я предъявил, когда пошел устраиваться грузчиком. На дворе был экономический кризис, и устроиться на работу было очень непросто. Грузчиком меня не взяли — посчитали слишком умным для этой работы, но предложили другую — мерчендайзером. Через три месяца повысили, перевели на должность менеджера по работе с корпоративными клиентами — барами, ресторанами. Вообще меня тогда здорово помотало. Нужно было обязательно удержаться на рабочем месте, чтобы получать хоть какие-то деньги. Я уже жил самостоятельно, от родителей съехал рано, и просить у них денег — этого я не мог себе позволить. Поэтому и работал как мог, чтобы и за квартиру платить, которую снимал тогда, и не питаться одними сосисками. Из-за работы я даже на свой выпускной не пошел, так, зашел в университет за дипломом, весь увешенный пакетами с документами, и — побежал дальше. Потом, когда мировой экономический кризис закончился, меня пригласили в агентство по праздникам, потом мы с другом Сергеем Усольцевым открыли свое агентство по праздникам, появились и другие работы. Но всегда параллельно с этим я был неизменным ведущим на различных мероприятиях.
— Мы с вами так плавно перешли к вашим работам, что я даже не успела расспросить более подробно об учебе в нархозе. Что вы помните из студенческой жизни?
— Расскажу одну историю. Еще со школы я плохо знал историю, хотя учителя по истории всегда были хорошие. И буквально на первом экзамене — уже в нархозе, на первой сессии — мне справедливо светила удовлетворительная оценка. Но преподаватель предложил не портить зачетку, а идти на пересдачу. Я послушался, и все зимние каникулы просидел над учебником. Выучил все — от Рюриковичей до Николая II. Пришел на пересдачу, вытянул счастливый билет № 13 с вопросами о временах Ивана Грозного, татаро-монгольском иге. В принципе, я знал эту тему, но передо мной два человека на эти же вопросы уже ответили. И преподаватель говорит мне: мол, ты слышал предыдущие ответы, давай, удивляй деталями. Я удивил, вспомнив прозвища татарских ханов, какие-то другие интересные факты, и получил максимально возможную оценку при пересдаче — «хорошо». Это была, чуть ли, не единственная четверка у меня в зачетке, остальные — только «отлично».
— А преподавателей своих помните?
— Социологию у нас вела Светлана Владимировна Ровбель — очень строгая, но справедливая. Помню, как на каждой паре мы писали конспекты по пять — нет, не страниц, а именно листов. Просто руки после этих лекций отсыхали. Очень много информации по своим предметам нам дала Лидия Константиновна Плюснина. По фамилиям, пожалуй, больше никого не назову.
— Что вам дал университет?
— Наверное, вектор развития, огромную теоретическую базу. Знакомства и друзья не считаются. Понятно, если ты адекватный человек, у тебя будут знакомые и друзья, где бы ты ни учился или работал. Еще университет расширил мои способности к обучению, научил не терять мозги, находить нужную информацию, делать что-то самому.
— Вы воспользовались шансом получить в нархозе второе высшее образование — переводчика?
— Нет. Некоторые мои однокурсники учились параллельно еще и в лингвистическом центре НГУЭУ, меня приглашали туда тоже, но у меня не было денег, чтобы оплачивать эти занятия.
— В студенческий клуб захаживали?
— Да я там жил! Это была какая-то параллельная вселенная, в которой я был бессменным ведущим различных мероприятий — конкурсов, фестивалей и т. д.Я как пристрастился к этой стезе в университете, так до сих пор она меня, можно сказать, кормит. Именно благодаря студклубу приобрел очень много знакомых.
— А кем хотели быть в детстве?
— Ведущим на радио. И сейчас уже четыре года, как я исполнил свою детскую мечту. Позвонили, позвали — и я, конечно, согласился. Машина есть, квартира есть, почему бы не поработать на радио? Да с удовольствием! Я человек прагматичный, придерживаюсь принципа: не уверен — не обгоняй. Как говорил один мой теперь уже бывший коллега, работу в удовольствие может позволить себе человек, который уже крепко стоит на ногах.
— Со стороны многие профессии кажутся привлекательными. Ваша мечта о реалии жизненные не разбилась?
— Нет, конечно. Еще когда мы открывали свое агентство праздников, то остановились на следующем алгоритме: 20 на 80. Поясню: 20% времени, затраченного на работу, должно приносить 80% прибыли. По этому принципу я сейчас и живу. Занимаюсь какими-то своими проектами, которые мне интересны, но работа ведущего занимает 20% моего времени, зато дает 80% прибыли. Плюс моральные дивиденды.
— Какие-то курсы оканчивали? Красивый от природы голос — наверное, только этого недостаточно? Нужны еще речевые навыки.
— Курсы не заканчивал. Наверное, все же в этом деле опыт главнее. А он у меня с 14 лет. Нет, конечно, скороговорки проговариваю: «33 корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали». В нархозе полгода был такой очень полезный предмет — риторика. Это филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие. Пригодились знания.
— Чем вам нравится сегодняшняя работа?
— Когда я работал только ведущим различных мероприятий, мне нравился именно фриланс: отвел свадьбу или корпоратив — и свободен, иногда целую неделю отдыхаешь. А вот радио — оно, конечно, возвращает тебя в зону ответственности. И это мне нравится. Твой голос должен быть в эфире ровно в 8:03 или в 7:00, как раньше. Это как раз тот случай, когда ты незаменим, когда никто не выручит. Такая специфика у ведущего прямого эфира. И мне эта специфика нравится.
— Нужно, наверное, еще быть бодрым и заводным, чтобы всех разбудить, зарядить хорошим настроением. А вы и в обычной жизни такой же?
— Наверное, где-то внутри я именно такой. Хотя могу быть разным. Иногда задумчивым и даже хмурым, с сурово сдвинутыми бровями. А могу, например, идти по улице и петь себе песню, которая в данный момент в голове крутится. Люди, конечно, оборачиваются, но мне все равно. Но, конечно, бывает, когда особенно много эфиров или каких-то мероприятий, я прихожу домой, сажусь на диван и просто молчу. На сцене или в эфире ты должен забыть о всех своих проблемах, ты должен дарить позитивную энергетику. Депрессивный ведущий утреннего эфира, думаю, никому не интересен.
— Что придает вам бодрость?
— Мне кажется, если человек злой и обидчивый, он бодрым не бывает. Я человек добрый, и это помогает мне конвертировать положительную энергетику.
— А вот интересно — чем, на ваш взгляд, отличается цель от мечты?
— Для меня цель — это то, к чему ты идешь, чего ты добиваешься. Она конкретное что-то. Например, цель — купить машину. Поначалу это просто машина, чтобы было на чем ездить. Потом это уже другая машина — с какой-то конкретной комплектацией и т. д. А мечта? Ну, например, можно мечтать жить на Бали. Хотя так себе мечта, если серьезно.У меня с детства была цель стать радиоведущим. Осуществил.
— Что же, у вас теперь нет в жизни никакой цели?
— Да почему же, есть, конечно. Надо дома обои переклеить. А если серьезно, сделать счастливыми близких, семью. Это, наверное, и есть главная цель в жизни. Ну, еще стать президентом мира. Но я пока еще думаю...
— Что бы вы посоветовали студентам?
— Начать работать как можно раньше. Наверное, уже со второго курса нужно подыскивать работу по своей будущей специальности — хотя бы на четверть ставки, хотя бы в удаленном режиме. Во-первых, будет гораздо проще писать курсовые работы и диплом. Во-вторых, появится опыт работы, который для работодателей делает вашу кандидатуру очень даже привлекательной. И самое главное — чем раньше ты начнешь работать, тем быстрее будешь выглядеть адекватным на рынке труда. Например, поймешь, что зарплата после университета в размере 150 тысяч рублей — это нереально для Новосибирска. Если, конечно, ты не открыл свое дело и не получаешь доход от него. 30 тысяч — хорошо, 45 —тебе повезло, 50 — ты директор, 150 тысяч рублей—ты топ-менеджер нефтяной или газовой компании.
— Насколько правильным вы считаете открывать свой бизнес сразу после университета?
— Я советую поначалу поработать под чьим-то руководством, начать свою карьеру снизу, пройти все ступеньки роста — это сделает тебя незаменимым в своем направлении. Конечно, у кого-то есть преференции в виде родственников и знакомых, которые могут протянуть мохнатую лапу или подставить крепкое плечо в виде завидной должности директора или начальника. Но я хорошо знаю, что такая карьера ничем хорошим не заканчивается. Пробивайтесь самостоятельно, ничего не бойтесь. Не бойтесь ставить цели, идите к ним.
Ксения Леус
Фото из личного архива выпускника