Татьяна Тюлькина, окончившая НГУЭУ с красным дипломом в 2015 году по специальности «Менеджер по связям с общественностью», сегодня работает PR-менеджером сети магазинов цифровой техники «е2e4». И все увереннее заявляет о себе как о талантливой поэтессе.
Еще будучи студенткой, Татьяна становилась финалисткой и неоднократным лауреатом студенческих поэтических фестивалей. Ее стихи были опубликованы в журнале «Сибирские огни». Сегодня она — участница различных поэтических мероприятиях. Например, в конце февраля 2017 года в Доме Цветаевой Новосибирской областной научной библиотеки состоялось женское поэтическое шоу «Стихи в большом городе», в котором участвовала и Татьяна Тюлькина.
— Татьяна, помните тот день, когда вы проснулись с мыслью: «Начинаю писать стихи»?
— Пожалуй, такого дня не было. Вообще, с творчеством у меня сложные отношения, это чаще всего происходит помимо моей воли. Очень редко я делаю это осознанно: когда захотела что-то написать, села за стол и начала творить. Чаще всего стишок складывается по дороге на работу.
— Но все же, когда были первые стихи?
— Наверное, лет в 11. Это были сказки, почему-то мне нравилось выражать их поэтическим языком. Конечно, поначалу это была какая-то игра в слова, мне нравилось, что они так складывались. Вообще, дети — они очень восприимчивы к ритму. Сейчас я наблюдаю за своим семилетним сыном, которому тоже нравится играть словами, перебирать их, чтобы найти какую-то рифму. Пусть это пока только на уровне «Пакля – рвакля», как у Незнайки из Солнечного города, но ему классно от этого, он смеется и радуется. Мое увлечение поэзией тоже началось с ощущения какого-то счастья оттого, как красиво могут звучать слова.
— У вас были публикации?
— У меня никогда не было такой цели. Хотя в журнале «Сибирские огни» мои стихи напечатали, это случилось без моего непосредственного участия. Вообще, я не стремлюсь к публикациям, скорее, избегаю их. Я никогда не считала себя поэтом, и написание стихов для меня никогда не было целью, не было важнее всего остального. Жизнь так складывалась, что после того, как я однажды почитала свои стихи на публике, меня заметили и стали приглашать на различные вечера, мероприятия.
— Когда же вы впервые представили свои стихи публике?
— Пожалуй, еще в университете — на межвузовском студенческом фестивале «Сверхновое чудо». Мне это было в удовольствие — читать стихи тем, кто их слушает. Уже после окончания НГУЭУ я как-то пришла на поэтический слэм в «Бродячую собаку». Слэм — это форма поэтического соревнования, когда поэты читают свои стихи в течение трех минут, а баллы им выставляют несколько случайно выбранных зрителей, оценивая отдельно содержание, отдельно подачу. Я пошла туда, потому что больше люблю читать, чем публиковаться, потому что мне интересно видеть реакцию людей, которые слушают меня здесь и сейчас. Так получилось, что я тогда выиграла этот первый в моей жизни слэм, и меня отправили на его всероссийский этап в Красноярск. Он происходил в рамках Красноярской ярмарки книжной культуры. Там я впервые увидела, познакомилась с поэтами со всей России, которые в отличие от меня именно живут этим. Я посчитала себя на этой ярмарке случайным человеком, потому что по жизни занимаюсь другим делом, и поэзия для меня — это что-то сопутствующее, можно сказать, мое хобби. Но было очень интересно послушать больших поэтов, и, наверное, как раз после этого что-то во мне изменилось, что-то как бы щелкнуло.
— Какие еще события подвигли вас плотнее заняться поэзией?
— В 2015 Году оказалась в джаз-клубе «Труба» на поэтическом вечере Василины Владимирцевой и Кирилла Кудряшова и выступила там на «свободном микрофоне» со своими стихами. После этого мы задружили с Кириллом. И какое-то время я, Кирилл и Василина совместно выступали на различных поэтических пространствах в Новосибирске, в Томске. Это был для меня очень интересный опыт. И я благодарна Кириллу за то, что он все организовывал, а мне оставалось только прийти и почитать. Что называется, отвести душу. Я никогда не занималась своим продвижением, даже не пыталась это делать.
— Эти ваши выступления как-то оплачиваются?
— Нет, я еще не достигла такого уровня, и не думаю, что когда-то его достигну. Хотя сейчас мы работаем над проектом «Стихи в большом городе», там, возможно, вход будет платным. Это уникальный проект, другого такого в Сибири пока нет. Это настоящий поэтический спектакль с выстроенным сюжетом и диалогами, где у каждого своя роль. Нас четверо — вместе со мной в поэтическом спектакле участвуют Елена Берсенёва, Ирина Куртмазова и Мария Дубиковская. Мы уже выступали с этой программой на нескольких площадках, зрителям нравится, что мы делаем, принимают тепло. Мы стремились сделать такую поэзию, которую будет интересно и «смотреть», и слушать.
— На поэтических вечерах, спектаклях, наверное, больше молодежи?
— Публика очень разная — 18+. Много мужчин самого разного возраста. Наверное, им показалось интересным, что спектакль идет без цензуры, много эмоций, импровизации. Редкий мужчина откажется узнать, что на самом деле происходит в голове и в душе у женщины в разных житейских ситуациях.
— Вы просто открыли мне глаза: оказывается, в Новосибирске такая бурная поэтическая жизнь…
— Да, поэтических сообществ и мероприятий много. Я только начинаю во все это вникать, но каждый раз, когда прихожу на какое-то мероприятие, делаю для себя потрясающее открытие.
— Расскажите, как вы пишете — как складываются рифмы, важен ли для вас стихотворный размер?
— Я не изучала теорию стихосложения, хотя, конечно, это очень интересно, и, наверное, я это обязательно сделаю — постараюсь получить еще и филологическое образование. Мечтаю поступить в аспирантуру. Но это пока далекая перспектива, сейчас у меня нет на это времени. В профессии нужно развиваться, ребенок еще маленький.
— Вам нравилось учиться в НГУЭУ?
— Конечно.
— Почему вы поступили в нархоз?
— Я приехала в Новосибирск из Абакана, чтобы выйти замуж за любимого человека. Мне было 17, я была влюблена, и поступила в тот вуз, где учился мой молодой человек, а он учился в нархозе. Когда прочитала список специальностей, чтобы выбрать для себя что-то конкретное, поняла, что PR — это как раз то, чем я бы хотела заниматься, что мне ближе всего.
— Какие у вас были любимые предметы во время учебы?
— Я всегда буду с благодарностью вспоминать Ольгу Александровну Маркасову, которая вела у нас «Стилистику и литературное редактирование». Это именно она привила нам все навыки работы с текстом. Она всегда относилась к текстам, как к чему-то живому, и это отношение было даже каким-то трепетным. Она также вложила в нас понимание того, что такое психо- и нейролингвистика. Оказывается, можно воздействовать на речь, чтобы изменить сознание человека. А внимательно слушая, как человек говорит, можно узнать о нем многое, если не все. И это как раз то, что я бы хотела изучать в дальнейшем. «Теорию и практику массовой информации», «Отечественную журналистику» преподавал у нас Максим Юрьевич Маркасов. Особенность его занятий — всегда много практики, пространства, в котором разрешалось свободно говорить и делать что-то самостоятельно. После этих занятий осталась способность рассуждать, оперировать нужной информацией, опираясь на железные аргументы. Горячо люблю Людмилу Константиновну Плюснину за одну только ее фразу: «Все в нашей жизни решает случай, но этот случай надо организовать». Примерно по такому принципу я сейчас живу и работаю. Светлана Владимировна Ровбель была нашим преподавателем контент-анализа и научным руководителем моего диплома, который я писала на тему «Коммуникационная стратегия компании». Она привила нам способность быть конкретным во всем, грамотно оперировать цифрами — сначала все подсчитать и измерить. Мне очень легко с ней было, когда я собирала материал для дипломной работы, она помогала во всем. Спасибо ей тоже.
— Когда вы начали работать?
— Если говорить о работе, подразумевая обмен своего труда на деньги, то это началось, наверное, лет с 16. Работала вожатой в детских оздоровительных лагерях, и, хотя это были небольшие деньги, работа меня очень увлекала. Я рано стала мамой — еще на первом курсе, и в период академического отпуска работала на фрилансе. Полтора года занималась тем, что писала стихи на заказ. Оказалось, что это приносит неплохой доход и очень востребовано. Далее три года я работала официантом в ночные и вечерние смены. Было очень трудно, наверное, это было самое трудное в моей жизни. Смену в 16 часов приходилось проводить исключительно на ногах, но усталость была даже не столько физической, сколько моральной. Чтобы работать в этой сфере, наверное, нужен определенный склад характера. Мой — не подошел.
— А когда стали работать на постоянной основе по специальности, не было такого — забудьте то, чему вас учили в университете, здесь все по-другому?
— Нет, такого не было. Все, что я получила за пять лет обучения, было не зря. Все было полезно, все было важно, все пригодилось. Это с одной стороны. А с другой — ничего не пригодилось, потому что очень быстро изменились все инструменты, необходимые пиарщику. Нас учили писать пресс-релизы, организовывать пресс-конференции — но сегодня это уже не актуально и не востребовано. Правила игры поменялись кардинально. Пресс-релиз просто умер, как таковой, если речь не о работе в государственном учреждении. Поэтому пришлось изучать много нового, но было понимание, как это все работает. Ведь университет заложил базу: как работать с текстами, расставлять акценты, с чего, собственно, приступать к работе. И я благодарна университету за эти базовые знания.
— Что для вас сегодняшняя работа?
— В настоящее время компания «е2e4» — это 25 магазинов цифровой техники на территории Сибири, Урала и Дальнего Востока. И наша территория влияния продолжает расширяться. Это IT-компания, которая разрабатывает собственные продукты, и в этом ее уникальность. Это совершенно новая для меня деятельность, и сейчас я погружаюсь в нее с головой, чтобы разобраться во всем. PR для меня — это некий компромисс между тем, что приносит деньги и тем, что мне интересно. Сегодняшняя работа позволяет мне развиваться и обеспечивать семью.
— Часто ли сейчас вы бываете в университете?
— Сейчас, к сожалению, нет. Но когда бываю, понимаю, что это родное, близкое. Недавно с удовольствием участвовала в качестве приглашенного эксперта в X Cибирском коммуникационном форуме NovoPRsk, который проводился в НГУЭУ. У меня остались об университете самые теплые воспоминания. Это было самое трудное, но самое интересное время моей жизни. Полгода назад я здесь бывала каждую субботу, приходила на занятия к любимым преподавателям — Людмиле Ивановне Ядута (на философию), к Виктории Владимировне Сарновой (на отечественную историю). Я тихонько садилась на задние ряды поточной аудитории, надеясь, что меня никто не заметит, и слушала, слушала, наслаждаясь. Конечно, очень быстро меня заметили, но разрешили остаться. Мне повезло, что как раз в выходные мои преподаватели вели эти три часа лекций. Три месяца я была вольным слушателем, и это было огромное удовольствие.
— Что вы пожелаете университету в год его 50-летия?
— Продолжать готовить лучших практиков.
Ксения Леус
Фото из архива выпускницы