Юрий Молотков окончил НИНХ в 1972 году по специальности «Планирование промышленного производства» (квалификация — экономист). Сегодня он имеет докторскую степень, педагогический стаж более 40 лет и является ученым секретарем Сибирского института управления РАНХиГС. Кроме того, он обладатель целого ряда наград всероссийского уровня за лучшие научные книги и исследовательские работы, Заслуженный учитель школы Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, имеет и другие правительственные награды.
— Юрий Иванович, расскажите свою историю поступления в институт народного хозяйства.
— В 1958 году после 7 класса новосибирской школы № 83 я получил свидетельство о неполном среднем образовании и поступил на вечернее отделение Новосибирского строительного техникума. Окончив там два курса, перешел на дневное отделение в Сибирский политехникум на специальность «Контрольно-измерительные приборы и автоматика», однако доучиться мне тогда не довелось — призвали в армию. Это был 1962 год — Карибский кризис, чрезвычайно напряженное политическое, дипломатическое и военное противостояние между СССР и США на Кубе, когда наши ракетные войска стояли в 30-минутной боевой готовности. Три года я прослужил в ракетных войсках и, вернувшись в Новосибирск, восстановился в Сибирский политехникум. Диплом защищал по теме «Автоматизированное устройство программированного обучения студентов». Сибирский политехникум, открытый в 1953 году сегодняшним Минатомом России, обеспечивал специалистами среднего звена все предприятия на территории Новосибирской области и других территорий СССР. В 1965 году я закончил обучение на дневном отделении по системе «завод-втуз» (по аналогии со словом «вуз»: «втуз» — высшее техническое учебное заведение, прим. ред.).
— Что это такое?
— Студенты дневного отделения днем работали, а по вечерам учились. Образовательная система под названием «завод-втуз», завод-техникум — это когда обучение студентов и учащихся организуется на базе крупного промышленного предприятия для подготовки специалистов из числа работников данного или других близких по профилю предприятий. Соотношение времени работы на производстве и учебных занятий — 1:1. Первые заводы-втузы (предприятия-школы с узко практической направленностью обучения) были созданы в СССР в 1930 году, но не получили тогда развития. Вновь были организованы в 1960 году. Один из первых заводов-втузов был, например, на ЗИЛе, чуть позднее они появились и в Новосибирске. Студенты из политеха занималась именно по такой системе, были прикреплены к разным предприятиям Минатома России. Я, например, работал на НЗХК в третьем цехе, в течение года и трех месяцев — с 9:00 до 17:00, получал зарплату примерно 130 рублей в месяц, у нас были наставники. Там сдал экзамен по профессии «Контрольно-измерительные приборы и автоматика», получил четвертый разряд прибориста.
— Это, по сути дела, была хорошая преддипломная практика?
— Да, что позволило создать реальный проект — «Автоматизированную машину программированного обучения студентов» — прототип современного тестирования студентов по программам обучения. И этот проект, воплощенный в «металле», послужил поводом для директора техникума Анатолия Ивановича Есина предложить мне остаться по распределению в Сибирском политехникуме. Я, конечно, согласился и начал работать: сначала лаборантом, с 1967 года — заведующим лабораторией программированного обучения. Заочно окончил курсы программированного обучения, которые были организованы в Москве при Политехническом музее Ниной Федоровной Талызиной, советским и российским психологом, лауреатом большого количества премий и наград за большой вклад в науку и образование.
— Что такое программированное обучение?
— В своей основе программированное обучение подразумевает работу учащихся по некой программе, в процессе выполнения которой, они овладевают знаниями. Сама учебная программа — это набор модулей, заключенных в отдельный файл, и такой способ организации учебного процесса, представления учебной информации, назвали еще и модульным обучением. Информационный комплекс (один модуль) с точки зрения человеческого восприятия не должен превышать 400-500 БИТ и таких модулей за один урок 3-5. Это такая особенность нашего организма, внутренняя усвояемость нового материала. И наша лаборатория в техникуме, учитывая особенности этого человеческого восприятия, разрабатывала тесты по программированному обучению, а машина помогала учащимся себя контролировать и определять уровень усвоения знаний, умений и навыков.
— А как вы решили поступить в НИНХ?
— В 1967 году я поступил на вечернее отделение финансово-экономического института, который впоследствии (после моего второго курса) стал НИНХом. Мой товарищ учился в этом вузе, ну и я пошел по его стопам. А промышленность выбрал, полагая, что именно в промышленности и буду работать. Тем более, что у НИНХа были тесные контакты с крупными отраслевыми предприятиями союзного значения, и учебный процесс был организован на их базе. Это заводы «Электросигнал», «Экран», Бердский радиозавод и др.
— Какими вы были тогда студентами?
— Мы были студентами послевоенного поколения, рано повзрослели. Например, мой однокурсник Яков Левин (фронтовик, впоследствии стал заместителем директора КОРСа), я (после армии), и другие почти все совмещали работу с учебой. У нас в группе ребята были на серьезных должностях — парторги, заместители начальников, мастера, диспетчеры, самые разные категории. Но при этом не имели высшего образования, а страна нуждалась в грамотных специалистах, поэтому все и шли учиться, поступали в вузы.
— Где занятия проходили?
— Какое помещение институт снимет для занятий, там мы и занимаемся до позднего вечера. Тогда у НИНХа еще был только один корпус, что на улице Каменской.
— Были какие-то поблажки в виду того, что вы по вечерам занимались?
— Я бы не сказал. Требования были высокие. Пять лет учебы прошли исключительно за учебниками и конспектами.
— Где вы работали, когда учились в НИНХе?
— Я уже преподавал в Сибирском политехникуме, и впоследствии стал председателем совета директоров 24 средних специальных учебных заведений Минатома России. И заместителем председателя совета директоров ссузов в Новосибирской области, а их было 58. Это большая общественная работа, подчеркиваю — не оплачиваемая.
— А после окончания института народного хозяйства?
— Был сначала заместителем, а с 1980 года в течение последующих 15 лет — директором Сибирского политехнического колледжа. В 1993 году я возглавил инвестиционную компанию «Ермак», потом был в ней экспертом по ценным бумагам и ПиО, мы занимались инвестиционной деятельностью, в основном, для НЗХК. Затем наша компания стала акционерным обществом, но просуществовало оно недолго, его деятельность мы свернули, так как изменилась политика государства в этой области. И тогда я решил уже заниматься исключительно наукой. От НИИЖТа (СГУПС), где я учился в целевой аспирантуре, в 1998 году защитил кандидатскую диссертацию в НГУ по специальности 05.13.10. «Управление в социальных и экономических системах». Тема кандидатской диссертации — «Системное управление в среднем специальном учебном заведении (на примере Сибирского политехнического техникума)». Читал лекции студентам НИИЖТа. Потом ректор СибАГСа Евгений Александрович Бойко пригласил меня на работу — сначала проректором по экономике и финансам, затем я был заведующим кафедрой, деканом факультета ГМУ. И писал докторскую диссертацию, в продолжение кандидатской — «Системное управление социально-экономическими объектами и процессами». В 2004 году работа над докторской диссертацией была завершена, защита прошла успешно.
— Но учиться вы не переставали никогда?
— Это для меня непрерывный процесс — совмещать учебу с работой. Это различные стажировки и курсы повышения квалификации — по работе с ценными бумагами, по экономической и социальной политике, по трудовым отношениям, по стратегическому планированию и т. д.
— За границей тоже учились?
— Да. Например, был в США на курсах менеджмента в Университете св. Томаса. Тогда от Новосибирска 25 человек отправили в эту поездку. За три месяца до нее мы совершенствовались в английском языке. Но я, например, и еще несколько человек учили его с азов — в школе был немецкий (помню, я учил его с помощью магнитофонных записей, и, конечно, мне страшно не хотелось его учить — Великая Отечественная война была в памяти еще очень свежа). Так вот, за три месяца английский мы вполне освоили, но только на бытовом уровне, поэтому на занятиях в Университете св. Томаса с преподавателями общались через переводчика. Вообще, мне понравилось, как эти курсы были организованы. До обеда мы учимся, после обеда — знакомство с различными предприятиями, их работой.
— Вы еще и какое-то время были депутатом городского совета, а в перестроечные годы депутатом областного совета и даже членом малого совета.
— Кроме того, и общественной работой занимался постоянно. Как я уже говорил, был председателем совета директоров средних специальных учебных заведений, которых в те годы в области насчитывалось 58. Чуть позже, с 1985 года стал председателем совета директоров Минатом России, с 1993-1995 гг. был членом совета директоров ОАО НЗХК.
— Та научная работа, которой вы сейчас занимаетесь, — какое у нее прикладное значение?
— Я сейчас непосредственно занимаюсь программно-целевым государственным и муниципальным управлением. Это ближе к логистике, программированию, математическому моделированию. По заказу различных муниципальных организаций, в том числе, администрации районов. Например, сейчас веду научно-исследовательскую работу по Северо-Байкальскому муниципальному району Республики Бурятия, являюсь научным руководителем ВТК. Совместно со специалистами Северо-Байкальского района мы разрабатываем стратегию социально-экономического развития района в соответствии с Федеральным законом 172 «О стратегическом планировании». Ранее проведены аналогичные НИР для Яшкинского муниципального района (Кемеровская область), Ордынского муниципального района (Новосибирская область) и для других муниципальных образований. По проблемам муниципального управления у меня опубликовано более 30 научных работ в журналах ВАК.
— Чем для вас остался НИНХ, нынешний НГУЭУ?
— Нархоз — это базовый вуз, который позволил мне заниматься и наукой, и всем тем, чем я занимался и продолжаю заниматься сейчас. Уровень теоретической подготовки, что давали в этом вузе, когда мы учились, я оцениваю достаточно высоко. Ведь практически все мои однокурсники состоялись в профессии. Согласитесь, если бы это было иначе, он бы не считался сегодня одним из ведущих вузов экономического профиля в России.
— Что бы вы посоветовали студентам?
— Есть такое понятие — диверсификация, то есть стратегическая ориентация предприятий и организаций на разнообразие и разностороннее развитие собственной деятельности по разным продуктам, услугам и особенно инновационным направлениям. Их, как минимум, должно быть четыре, и даже если одно проседает, устойчивость организации сохранятся. Что касается личной диверсификации — здесь закономерности те же. Владеешь собственностью — сдавай в аренду, получай дополнительный доход. Есть свободные финансы — вкладывай их в банки, акции, ценные бумаги. Что касается трудового потенциала личности — имей не одну, а две-три профессии. Поэтому мой совет студентам — думайте о личной диверсификации, повышайте профессионализм и компетентность по направлениям трудовой активности, это и обеспечит вам востребованность и устойчивость на рынке, который изменчив и непредсказуем. Чтобы к нему приспособиться, нужны высокая компетентность и профессионализм, и умения трансформировать свои знания, умения и навыки, приспосабливая свой труд в любой социально-экономической ситуации. Это даст вам возможность твердо стоять на ногах при любых отрицательных изменениях. Например, при экономическом кризисе в стране или отдельном банкротстве предприятия, где вы работаете. Желаю успеха всем, благополучия и с праздником — с 50-летием вуза!
Ксения Леус
Фото: Сергей Мордвинов