Ирина Фадеева (Гильфанова) окончила НГУЭУ по направлению «Финансы и кредит» (специализация — «Страховой бизнес») в 2000 году со средним баллом 5,0. В настоящее время она — руководитель проекта в блоке розничного страхования компании Росгосстрах (Москва).
— Ирина, почему после школы вы выбрали именно нархоз?
— Честно скажу, поначалу я засматривалась и на другие вузы. Училась я в Ташкенте, в гимназии с углубленным изучением английского языка. В 10 и 11 классах поступила в центр предпринимательства, и после всей моей биологии-химии, я просто «заболела» маркетингом, основами экономики и многими другими предметами, о которых до этого и не знала даже. И именно тогда для поступления был выбран НГУ, экономическая кибернетика. Год я готовилась — училась дистанционно в школе при НГУ. Но не поступила: полупроходной бал и не самые радужные воспоминания об этом. Утешения в виде слов: «Ты должна быть практиком, зачем выбирать науку?» — не особенно радовали и утешали. После этого мой выбор пал на медицинский институт! Да, вы не ослышались! И в этом нет ничего неожиданного, ведь мои родители из династии врачей, а мне к тому же одинаково легко давались разные предметы. Но дорога до медицинского института постоянно проходила мимо нархоза, который находился даже ближе, в пяти минутах от дома. И однажды я решилась все же зайти на порог и просто полюбопытствовать. Дальше все было уже просто: в перечне вступительных экзаменов были такие предметы, как моя любимая математика и английский, а изучать предстояло именно экономику и менеджмент. Вот и все критерии моего выбора. Я и забрала документы из одного института и отнесла в другой.
— Специализацию нужно было выбирать сразу?
— Нет. В институте обучение строилось несколько иначе. Два года мы все учились на экономике, затем уже нужно было выбрать направление подготовки, в моем случае это были «Финансы и кредит», и только на пятом курсе появлялась узкая специализация. Вот тут уже был сделан окончательный выбор — страховой бизнес. И с этим делом я связала всю жизнь. За 16 лет стажа я была страховым агентом, брокером, директором и главным бухгалтером филиала, а сейчас работаю над проектом, цель которого — изменить уровень вовлеченности и производительность продавцов страховых продуктов в агентском и офисном каналах.
— Ваша учебная группа была дружной?
— Так получилось, что особой дружбы внутри группы не было, ее состав менялся каждые два года. Но именно институт подарил мне друга на всю жизнь – Ольгу Тарыба. Хотя сейчас мы живем в разных городах, дружбе это не помеха. Ну, и море приятелей, знакомых по студенческим годам, конечно, остались.
— Какие предметы были вашими любимыми?
— Учитывая выбор специализации, можете смело считать, что любимым предметом был именно «Страховой бизнес». Несмотря на то, что тогда для многих людей образ страхового агента был еще довольно стереотипный — некая «бабушка с авоськой». А тут вдруг я попадаю в мир актуарных расчетов, перестрахования. Это несоответствие меня, помню, тогда поразило и, собственно, утвердило в правильности выбора. Преподаватель кафедры страхования Сергей Владимирович Куликов, открытый и преданный своему делу человек, просто «заражал вирусом своего предмета». Он вел у нас занятия на 4 курсе — это был год, когда мы должны были выбирать специализацию. Помню, моя мама тогда устроила ему скандал: ведь я была круглой отличницей и могла выбрать любое направление, а страхование не входило в перечень престижных!
— Чем еще запомнилась учеба?
— Учеба запомнилась тем, что я училась: много, за первые три с половиной года не прогуляла ни одной лекции или семинара. Но никогда не зубрила, стремилась понять логику предмета, плюс всегда было, у кого списать теорию.
Но при всей моей одержимости обучением были предметы, которые давались сложно или не давались совсем. Например, «Ценные бумаги». Я не видела на тот момент смысла в этом предмете. Однако сейчас могу сказать, что именно это направление связано с моей жизнью последние 11 лет. А вот экзаменов не помню. Точнее, сложностей, с ними связанных, — совсем. Впрочем, их нет до сих пор — каких-то сложностей. Есть цели, задачи, которые надо решать.
— Когда вы начали работать?
— На первые заработанные деньги — 110 рублей (стипендия на втором курсе тогда была 55 рублей) я купила себе то, о чем давно мечтала — «лодочки» молочного цвета. А вообще, подрабатывала уже с первого курса: вязала на заказ, решала ИРГЗ (индивидуальные расчётно-графические задания по математическим предметам), занималась репетиторством (английский, математика).
— Интересно, а были в годы вашего студенчества какие-то приметы? Когда я училась, например, говорили, что перед экзаменом нельзя голову мыть.
— В моей жизни почти не было суеверий. Но «Халяву» звали, «к черту» посылали, «кулачки держали». Еще со школы остались специфические — «держать палец в чернилах на удачу». Это скорее дань традициям или элемент студенческой жизни.
— Где вы жили во время учебы? Как привыкали к самостоятельности?
— Родители остались в Ташкенте, а меня привезли под крыло к бабушке и дедушке. Понятно, что я постоянно нарушала ритм жизни пожилых людей, которые, в силу гиперответсвенности перед родителями старались контролировать каждый шаг. Я не выдержала, и к третьему курсу сбежала в общежитие. Сначала на подселение, мы жили втроем в двухместной комнате. Надеюсь, никому не попадет за это, да и срок давности давно истек. Потом уже нас расселили, выделили комнату.
А к самостоятельности я привыкла уже в возрасте четырех с половиной лет. У меня родился братик, и родители сказали, что я теперь старшая, отвечаю за себя и за него. Вот так привычка воспитывается. А вообще, годы моего студенчества пришлись на сложное время. Развал Союза, в бывших союзных республиках зарплаты были мизерные при пересчете на российские рубли. Родители просто не могли мне помогать, приходилось рассчитывать только на себя. До сих пор помощи не умею просить.
— Когда и где начали работать по специальности?
— В 1999 году, после практики на четвертом курсе, которая была в Росгосстрахе, меня попросили проконсультировать директора филиала ИМПЭКСБАНКа по страхованию. У него были вопросы, связанные с анализом страховых компаний. Тогда страхование залогов не было обязательным, а у него была идея внедрять эту услугу в этом филиале. Я проконсультировала, мы разговорились, и меня пригласили на стажировку в банк (мечта моих родителей). Так что на пятом курсе я уже работала и училась. А вот должность была уникальной — специалист отдела активно-пассивных операций. Пришлось сталкиваться почти со всеми вопросами: кредитование физических и юридических лиц, привлечение средств от корпоративных клиентов, ценные бумаги, тарифная политика, резервы, страхование, межбанковские отношения и многое другое.
— Что изменилось в вашей жизни после окончания учебы? Почему сейчас живете и работаете в Москве?
— Особо ничего не изменилось. Я еще несколько лет регулярно приходила в институт, но уже в качестве преподавателя. Вела «Актуарные расчеты» у заочников и «Страхование» у студентов четвертых курсов. Сейчас понимаю, жутко принципиальным преподавателем была. У меня предмет надо было понять, а не списать на экзамене. В Москву переехала в 2011 году, так как получила повышение. В Новосибирске я работала директором филиала в БРОКЕРКРЕДИТСЕРВИС (направление БКС Премьер). В Москве мне предложили возглавить Департамент регионального развития в БКС Премьере, рост через ступень должностную. Конечно, согласилась, это было интересно. Последние полтора года работаю в Росгосстрахе. Вот так иногда круг замыкается.
— Оцените знания, полученные в НГУЭУ? Хватило ли теории, практических навыков?
— Теория от практики очень отличается. Практики тогда не хватало, а теории было более чем достаточно.
Тут стоит отметить, что я не считаю себя специалистом по страхованию. Я создаю команды и занимаюсь реинжинирингом процессов в компаниях. Я работала долго — более пяти лет в брокерском, страховом и банковском бизнесе, — но у меня есть опыт работы с производственниками оборудования, фармацевтами, IT-сектором, транспортными компаниями, перевозчиками. Цель: изменить итоговую производительность компаний. Какая специализация нужна для этого? Вот именно! Нет такой. Институт учит мыслить, анализировать, обрабатывать информацию, выбирать важное.
—Вы считаете, что ваша карьера удачно сложилась?
— Карьера не «складывается», это побочный эффект. Если ты умеешь брать на себя обязательства и достигаешь результата, то это никогда не остается незамеченным. Ты или раздражаешь, или тебе способствуют, передавая дополнительную ответственность за результат. А жизнь порой не связана ни с вашими талантами, ни с навыками. Всякое может произойти. И от нас зависит, как мы в этом случае поступаем: делаем следующий шаг вперед или поворачиваемся обратно.
— Чем вам интересна сегодняшняя работа?
— Сегодня я — руководитель проекта в блоке розничного страхования в компании Росгосстрах. Моя задача состоит в том, чтобы процесс обучения продавцов показывал прирост нового целевого бизнеса. Поэтому на текущий момент мы переводим систему обучения продавцов из HR-подразделения в бизнес. Вообще, мне всегда были интересны направления, которые находятся на стыке с продажами: продукт, обучение, маркетинг, менеджмент. А сфера деятельности — сейчас мне она не так уж и важна.
— Какие советы вы дадите студентам нашего университета?
— Сейчас студенты приходят трудоустраиваться, и все сразу считают себя великими руководителями, претендуя на высокие оклады. Бизнесу, однако, не нужны теоретики. Учиться вам придется всю жизнь! Работаете же вы не с бизнес-процессами, а с людьми в бизнес-процессах! Поэтому многое зависит от того, кто вы. Именно как человек. Ну, и не зубрите: оценки не являются гарантом успешной карьеры, счастливой жизни и так далее.
Ксения Леус
Фото из личного архива выпускницы