Александр Луковенко окончил НГУЭУ в 2015 году по специальности «Финансы и кредит» (специализация «Финансовый менеджмент»). После окончания вуза он вместе с другом Робертом Рубелем, выпускником СибГУТИ, основал в Новосибирске компанию по производству дизайнерской мебели — Roob&Look.
— Александр, насколько успешна ваша компания?
— Говорить об успешности сейчас, я считаю, еще рано, потому что активная работа идет только последние полтора года. Заказы есть, но, как обычно бывает поначалу, их не так много, как хотелось бы. О нас только начинают узнавать. Мы занимаемся ручным производством необычной мебели, светильников и арт-объектов для жилых и общественных помещений.
— Чем отличается дизайнерский стул от обычного?
— Дизайнерская мебель имеет мало общего с массовым производством мебели, у которой, конечно, тоже есть свои разработчики и технологи. Взять, например, такую обыденную, привычную для массового производства вещь, как табурет. У нас это — арт-объект, украшение любого интерьера. Каркас нашего табурета меняет свою форму под разным углом обзора, в некоторых комплектациях можно регулировать высоту.
— Кто ваши клиенты?
— Наши клиенты — это дизайнеры интерьеров, частные лица, а также корпоративные клиенты, которые приобретают нашу продукцию для общественных мест, таких как офисы, рестораны и клубы. Мы работаем под заказ в тандеме с дизайнерами при создании авторских коллекций Roob&Look. В начале 2016 года мы были рады стать частью проекта инвестиционно-строительной компании «Русь». В Заельцовском районе Новосибирска подъезды новых домов, построенных этой компанией, оформлены в необычном стиле — именно наша компания изготовила по эскизам дизайнера столики и другие элементы интерьера. Мы хорошо общаемся также с СИБАКАДЕМСТРОЕМ. Он предоставил нашей компании и нашим партнерам по цеху шоу-рум по адресу ул. Декабристов, 41 — 120 кв. метров на неопределенный срок. Сейчас у нас там площадка для общения с клиентами и дизайнерами, где мы проводим выставки, семинары. Наш шоу-рум открыт для дизайнеров, которые всегда могут здесь встретиться со своими заказчиками или друг с другом. Наши дивиденды от этого гостеприимства — участие в интересных дизайнерских проектах, к которым нас привлекают.
— С чего вы начали свое дело?
— Арендовали гараж, в котором первое время был и офис, и цех.
— Почему вы решили открыть свое дело именно в сфере дизайна мебели?
— Мой дедушка был первоклассным столяром, работал с деревом. Наверное, от него передалась мне любовь к этому, пожалуй, самому уникальному и непредсказуемому материалу — кажется, что он живет по каким-то своим законам. Отец, хоть и был военным, всегда что-то мастерил, делал своими руками, а, когда ушел в отставку, всерьез занялся работой в сфере дизайна и отделки. Я, если можно так сказать, вырос на дизайнерской штукатурке. И пока учился в университете, все пять лет работал у родителей. И я очень благодарен им за путешествие по Европе, в которое они взяли и меня. Мы не только хорошо отдохнули, но и воспользовались возможностью лично познакомиться с теми, кто сумел наладить там штучное производство той же мебели. Оказывается, многие в европейских странах, например, начинают с аренды или покупки гаража, затем приобретают станки и сначала своими силами, затем нанимая рабочих, начинают изготавливать добротную и красивую мебель, которая не только функциональна, но и является украшением интерьера, служит очень долго. В России ведь тоже есть у многих буфеты, шифоньеры, доставшиеся от старшего поколения, и это качественные вещи, выполненные каким-нибудь первоклассным столяром.
— Да, у меня сохранился комод моей прабабушки. Ему уже больше 100 лет, но ключики открывают каждый ящичек, ничего не перекосилось.
— Это как раз та самая ручная работа, внимание к мелочам. Это и сегодня ценится, мы стараемся следовать этим традициям, ведь работа над качеством изделий дает большие преимущества.
— Название, логотип сложно было придумать?
— Наверное, это было самым сложным. Но, как говорят, все гениальное — просто. Всего лишь обыграли наши фамилии — Рубель и Луковенко.
— Вы помните свой первый заказ?
— Да, он был из Омска, где открывалось кафе, ставшее сегодня, пожалуй, одним из самых популярных мест отдыха. Мы участвовали в оформлении интерьера, изготовили для кафе интересную мебель в современном стиле. В общем, создали уют. Сегодня география нашей клиентской базы обширная. И у нас в планах — завоевать Сибирский федеральный округ, затем выйти на Россию.
— У вас большой штат?
— Нет, всего девять человек. У нас маленькое производство, на европейский лад. Никакого конвейера, товар, который мы выпускаем, в прямом смысле, штучный.
— Как вы мотивируете своих сотрудников?
— Сложно ответить на этот вопрос, ведь помимо выплаты заработной платы есть еще личностное отношение друг к другу, иерархия есть. Но она почти не проявляется, если не возникает каких-то негативных моментов.
— То есть, диплом и специальность финансового менеджера вам не пригодились?
— Это как сказать. Я действительно не работал ни в банках, ни в других структурах, которые занимаются непосредственно финансами или кредитами. Это не мое. Но чтобы компания успешно развивалась, согласитесь, нужно рассчитать экономическую выгоду того или иного проекта, оценить цифры, знать, как оптимизировать работу и т. д. Так что, экономическое образование, которое я получил в НГУЭУ, мне, конечно, пригодилось.
— Конкуренты на пятки наступают?
— Я не называю своих коллег по цеху конкурентами. Мы постоянно на связи, встречаемся, делимся опытом, вместе обсуждаем различные производственные вопросы, проблемы мебельного производства.
— Почему вы выбрали после школы НГУЭУ?
— Мне нужно было получить не просто «корочки», а хорошее экономическое образование, потому что уже тогда знал, что я найду ему применение. Я подал в нархоз оригиналы своих документов и в приемную комиссию других университетов даже и не ходил. Да и место, где находится нархоз, удобное — все рядом.
— У вас были любимые предметы?
— Наверное, многое зависит и от преподавателя, который ведет тот или иной предмет. Нравилась мировая экономика. А что касается философии — это был чуть ли не единственный предмет, по которому у меня на лекциях не было ни одного пропуска. Да и не у меня одного. Олег Альбертович Донских — уникальный преподаватель, поэтому и на занятиях у него всегда аншлаг. Математика, статистика — эти предметы я преодолел с трудом. Вообще, то, что нравится, запоминается легко, если нет — даже не пытаюсь доказать, что я это знаю.
— Какие-нибудь смешные истории помните из студенческой жизни?
— На первом курсе на экзамен пришел с наушниками. И по глупости, пока готовился, за 20 минут с их помощью настрочил почти целый параграф, а потом пытался доказать преподавателю, что я это запомнил. Это было смешно.
— О чем был ваш диплом?
— Диплом был посвящен управлению кредиторской и дебиторской задолженностью. Мне очень помогла мой научный руководитель Татьяна Николаевна Дудина. Спасибо ей. Последние две недели перед защитой мне пришлось, конечно, изрядно попотеть — многое в срочном порядке переделывал, переписывал, но успел.
— Что бы вы пожелали студентам, мечтающим открыть собственное дело?
— Надо действовать, пробовать, и если чувствуешь малейшую нотку успеха, тянись к ней, и тогда все будет так, как ты видишь у себя в голове! Конечно, хорошо просчитать все это на бумаге, но совсем другое — попробовать в реальности, чтобы и увидеть, как это в действительности работает.
Ксения Леус
Фото из личного архива выпускника