Максим Кудрявцев после окончания в 1998 году НГТУ получил диплом магистра техники и технологии. Второе высшее образование по направлению «Финансы и кредит» он получал уже в НГУЭУ (выпуск 2002 года). В 2016 году, по итогам выборов победив в одномандатном округе, Максим Кудрявцев стал депутатом Государственной Думы. В 2022 году назначен заместителем губернатора Новосибирской области. В марте 2024 года избран мэром Новосибирска
— Максим, зачем вам понадобилось второе высшее образование?
— Закончив 10 классов в Горно-Алтайске, я на шесть лет уехал учиться в Новосибирск — поступил в НЭТИ, так тогда назывался теперешний НГТУ. В Горный Алтай вернулся уже молодым специалистом, устроился на должность инженера связи Горно-Алтайского филиала ОАО «Сибирьтелеком». Это было в конце 90-х годов, когда страна только еще училась жить в условиях рыночной экономики. И как-то пришло понимание, что я принесу своей компании гораздо больше пользы, если буду разбираться не только в технических вопросах, но и в том, как предприятие зарабатывает прибыль, оптимизирует издержки, занимается инвестиционным планированием и т. д. Одного только базового курса по экономике, что я получил в НЭТИ, для этого было недостаточно. Мне хотелось двигаться дальше, заниматься финансами, менеджментом, управлением предприятием. Чтобы ликвидировать свой пробел в экономических знаниях, я принял решение поступать в экономический вуз. Выбрал нархоз, направление «Финансы и кредит».
— Почему именно нархоз?
— Во-первых, когда еще был студентом НЭТИ, узнал об этом институте много хорошего от приятелей, которые там учились. Да и экономическое направление в нархозе представлено различными профилями, есть из чего выбрать. К тому же, в Горно-Алтайске, где я жил и работал, уже тогда было представительство нархоза. Все это и определило мой выбор. Действительно, оказалось, что работать и совмещать учебу на заочном отделении в городе, где есть представительство вуза, очень удобно. На время сессии к нам приезжали преподаватели нархоза — это была довольно сильная профессиональная команда. Они проводили занятия, принимали экзамены. И хотя уже на старших курсах приходилось на какие-то консультации ездить в головной университет, обучение, в основном, было организовано в Горно-Алтайске. Так что маркетинговый ход был, на мой взгляд, верным, ведь НГУЭУ развернул широкую филиальную структуру по многим городам.
— Тему своей дипломной работы помните?
— Четко помню. Это «Взыскание дебиторской задолженности в ООО «Электросвязь» Республики Алтай как один из основных составляющих частей оборотных средств предприятия». Тема эта на тот момент была, что называется, у всех на слуху, чрезвычайно актуальной, и мне было интересно в ней разобраться. В дальнейшем, когда я стал уже коммерческим директором, руководителем предприятия, эта моя итоговая студенческая работа серьезно помогла и мне, и нашей компании динамично развиваться. В дипломе были, что называется, живые цифры и реальные механизмы по усилению эффективной работы на примере нашей организации. Экономика была далеко не стабильная и, наверное, многие помнят то время, когда в конце 90-х гг. прошлого века многие компании столкнулись с проблемой нехватки «живых денег», когда вместо них в ходу были взаимоплатежи, взаимозачеты, бартеры и т. д.
— Как прошла защита дипломной работы?
— Защита прошла на «отлично». Конечно, я согласовывал и тему работы, и ее наполнение не только с научным, но и с руководителем предприятия, где трудился. Не буду скрывать, что мне реально помогли и наши экономисты, предоставив информационные данные по части методологии, которая уже эффективно показала себя на нашем предприятии. Пришлось, конечно, и проштудировать различного рода литературу по этому вопросу, было интересно систематизировать разные точки зрения, методики. И я благодарен всем, кто мне в этом помог.
— Наверное, чтобы учиться заочно, нужно обладать довольно высокой самоорганизацией?
— Должно быть понимание, зачем тебе это нужно. В этом плане мне очень помог мой непосредственный руководитель Валерий Петрович Устинов, который был уверен, что экономическое образование мне обязательно пригодится и нужно постараться его получить. Не скажу, что мне это легко далось. По некоторым предметам были определенные трудности. Я ведь на тот момент был, что называется, свежевыпеченный технарь. И особенно хорошо я адаптировался в высшей математике — это был мой конек. Помню, когда сдавали статистику, экзамен по которой длится обычно три часа, мне хватило 30 минут, чтобы подготовить ответ. Нужно было найти математическое ожидание — дисперсию. Это теоретико-вероятностное понятие, характеризующее меру отклонения случайной величины от ее математического ожидания. Я нашел. Но преподаватель, конечно, заметил, что мой вариант решения был совсем не тот, который он в качестве примера приводил на своем практическом занятии. Я решил по-другому, и решил правильно. Сказалась шестилетняя учеба в техническом вузе, а это была серьезная база. Ну, а что касается предметов гуманитарных, то конечно, пришлось много читать, узнавать, запоминать, в общем, осваивать теорию. Вообще, наверное, форма обучения — очная или заочная — это не столь важно, гораздо важней — желание. У меня было большое желание освоить экономическую теорию, я ходил на все лекции, семинары, консультации, как правило, задавал преподавателям много вопросов, если было что-то непонятно. Так что получил основательные базовые установки, необходимые мне для работы.
— Что изменилось после получения высшего образования?
— Сразу после окончания НГУЭУ меня назначили помощником директора Горно-Алтайского филиала «Сибирьтелекома».
— Как вы оцениваете теоретическую подготовку, которую дает нархоз?
— Я считаю, что нархоз — базовый вуз по экономическому образованию в Сибирском федеральном округе. Я бы назвал его одним из лучших. Я уже закончил НГУЭУ, когда «Ростелеком» принял участие во Всероссийской программе по формированию золотого кадрового резерва страны. Соискатели прошли через масштабное тестирование, серию собеседований, экзамены. И в Сибирском федеральном округе это многоуровневое тестирование выдержали всего лишь 11 человек, в том числе и я. Конечно, в этом мне помогла теоретическая база, которую я получил и в НГУЭУ.
— В НГУЭУ вы учились гораздо меньше времени, чем в НГТУ?
—Да, конечно — два года. Ведь по многим предметам я получил перезачет. Но по основным дисциплинам — экономике, финансам, менеджменту и т. п. — прошел обучение, что называется, от и до.
— Что бы вы пожелали руководству и студентам НГУЭУ?
— Как работодатель, могу сказать, что сегодня существует разрыв между компетенциями, которые дает своему выпускнику вуз, и тем набором знаний, которые от него ждут на производстве. Это проблема всей российской высшей школы. Я искренне хочу, чтобы эта связка — между вузом и работодателями — стала интегрированной. Для этого, на мой взгляд, в работу и попечительских, и ученых советов вузов нужно привлекать как можно больше практиков, а именно, работодателей, чтобы этот разрыв свести к минимуму. И тогда выпускники вузов будут гарантированно востребованы на рынке труда и, главное, их не надо будет переучивать. Студентам желаю из тысячи дорог, что лежат перед ними, выбрать свою. Сегодня конкурентный рынок жесткий и жизнь зачастую не дает второго шанса. Только те из вас, кто профессионально адаптирован с точки зрения базовых компетенций, будет востребован рынком, только у таких выпускников будут большие перспективы. Поэтому, пока вы находитесь в стенах этого уникального вуза, выкладывайтесь на сто процентов, чтобы с хорошим набором знаний сделать достойную карьеру.
— Работу в «Ростелекоме» вы совмещали с политической деятельность (на момент проведения интервью Максим Кудрявцев был депутатом Законодательного собрания Новосибирской области — прим. ред.). Чем вам это было интересно?
— Когда у тебя в подчинении 27 тысяч сотрудников от Омска до Читы, а это четыре часовых пояса, без взаимодействия с органами исполнительной власти просто не обойтись. Еще в 2003 году, когда я мотался в УАЗике по Республике Алтай, монтируя электросети, я вступил в партию. Понятно, что тогда ни о какой высокой политике или законотворчестве и не помышлял. Сейчас это моя тема, я знаю ее проблемы, знаю, как их решить. Например, я уверен, что нам нужна совершенно новая экономика с хорошей промышленностью, с развитой сферой услуг и т. д. И для этого нужны системные реформы вокруг сильной вертикали власти. Проводить их нужно методично и планомерно, учитывая российскую ментальность. И я готов приложить усилия, чтобы жизнь в этой стране стала лучше.
Ксения Леус