Декан факультета корпоративной экономики и предпринимательства, доктор экономических наук Сергей Филатов окончил НГУЭУ в 1980 году по специальности «Планирование промышленности» с квалификацией «Экономист». После защиты диплома принял предложение работать в нархозе ассистентом кафедры политической экономии. Затем были годы учебы в очной аспирантуре инженерно-экономического института им. Пальмира Тольятти (Ленинград), после защиты кандидатской в 1987 году он вернулся в нархоз уже старшим преподавателем. На сегодня общий стаж его работы составляет 33 года, а в трудовой книжке всего лишь одна запись о месте работы — НГУЭУ.
— Сергей Анатольевич, вы сразу согласились после защиты диплома остаться в институте?
— Нет, ведь предложение было очень неожиданным. По распределению я должен был идти на производство — работать экономистом на одном из закрытых новосибирских заводов. А причина, по которой, я все же остался в институте, думаю, в том, что мне всегда очень нравилась политэкономия. Хотя, наверное, большинству это и покажется странным. Предмет этот у нас был хоть и не базовым, но учили его мы в течение двух первых лет — «Политэкономию капитализма» и «Политэкономию социализма». Меня, признаться, покорила логика Карла Маркса и его «Капитал». Этот труд штудировали тогда очень серьезно, из четырех томов мы законспектировали три. И мне импонировало то, что о сложном сказано так гениально просто, с железной аргументацией. Те преподаватели, которые вели у нас эти дисциплины, безусловно, тоже оставили след в моей душе. Например, спецкурс по «Капиталу» увлеченно читал выдающийся педагог, умнейший и интереснейший человек Рифат Ахмедович Гусейнов. Да и вообще все, кто меня окружал, начиная с заведующего кафедрой политэкономии Александра Юсуповича Шарипова, так или иначе внесли свой вклад в моё становление, как специалиста по направлению именно политической экономии. И я остался ему верен. Кандидатскую защитил по политэкономии, докторскую — по экономической теории, и сейчас параллельно с руководством факультетом работаю профессором на кафедре экономической теории.
— Если с политэкономией капитализма все было понятно, то политэкономия социализма — ее же невозможно было понять, да она и мало чем отличалась от, скажем так, первоисточника. Или вы не согласны?
— Согласен. Курс политэкономии социализма тогда на меня произвел достаточно унылое впечатление. Да, он, пожалуй, никому не нравился. Уже тогда чувствовались какие-то натяжки, логика была не та, что в «Капитале». Сегодня политэкономия — одна из составляющих экономической теории. В принципе, дело даже не в названии, дело в содержательном аспекте. Задача этой науки, этой дисциплины — не просто описать экономические явления, а выявлять закономерности, причинно-следственные связи.
— Вы ведь уже преподаватели, когда в стране сменилась экономическая формация, и студентов уже нужно было учить другим экономическим законам? Значит, понадобились новые учебники?
— Да, во времена «развитого социализма» большого выбора-то и не было. Но была рекомендованная литература. Например, «Политическая экономия социализма» под редакцией академика Румянцева. Позже, когда страна вступила на путь рыночной экономики, появилось много зарубежной литературы, правда, не всегда с хорошими переводами. Тем не менее, у нас стало возможным познакомиться с этими новыми для нас источниками. И, пожалуй, это было отчасти каким-то научным шоком для нас, воспитанных на марксистско-ленинской идеологии. Но это было очень интересно, вдруг открыть для себя так много новых экономических концепций, теорий, имен. Сегодня я стараюсь донести до студентов понимание того, что современная экономика очень сложна, многогранна, поэтому и существует много подходов к ее изучению. И нужно не только их знать, но и правильно выбрать, обосновать свой выбор. Это очень важное качество для современного экономиста.
— Вы еще не написали свой учебник?
— Учебные пособия — да, учебник — нет. Для этого нужен особый талант, не у каждого он есть.
— Вы помните свою первую лекцию?
— Будучи ассистентом, я проводил только семинары, причем у студентов вечернего отделения. Было мне тогда неполных 22 года. Когда я зашел на свой первый семинар в учебную аудиторию, студенты — а это были уже взрослые люди — поначалу даже не поняли, что я преподаватель. Поприветствовали меня что-то типа «Привет, проходи», и продолжили заниматься какими-то своими делами. Пришлось даже немного повысить голос и представиться, чтобы пришло соображение, кто, собственно, перед ними. Так что я хорошо помню и сейчас тот первый свой семинар.
— Интересно, что вы знали об институте народного хозяйства, когда еще учились в школе?
— Практически ничего. В 1976 году институт народного хозяйства не был так популярен, как сегодня. Более того, мои одноклассники, когда узнали, куда я поступил, думали, что я в дальнейшем буду работать в деревне, сельским хозяйством заниматься. Для них это было неожиданностью, тем более, что я планировал поступать в НГУ.
— И все-таки, почему вы поступили в нархоз?
— Как-то мы с приятелем шли по улице Каменская, мимо главного корпуса нархоза, и решили зайти, чтобы узнать, какие там предметы сдавать, на кого в этом институте учат. И первое, на что мы обратили внимание, была более-менее понятная для нас специальность — «Материально-техническое снабжение». В то время специалисты этого направления на предприятиях были очень востребованы. Оказалось, что также здесь можно было получить образование по такому очень интересному направлению, как «Планирование промышленности». Понятно, что в то время, при социализме любое планирование было культом. Такие направления подготовки, как бухгалтерский учет, финансы и кредит в то время нам, да и, наверное, большинству школьников, были не очень понятны. Взяли на заметку эту информацию. И после окончания школы подали с другом документы именно сюда. Поступили оба. Наш поток на «Планировании промышленности» считался тогда элитным, всего было набрано две группы — № 621 и № 622 — на очную форму обучения. Так получилось, что в нашей группе было среди парней всего три выпускника школы, остальные — после армии, после рабфака. Конкурс был высокий, отбор строгий. Коммерческого обучения тогда еще не было, все были бюджетники, старались учиться хорошо, чтобы стипендию получать. Группа наша была дружная. Мы встречаемся каждый год и сейчас. Конечно, не всей группой. Последний раз виделись, когда наш одногруппник приезжал в Новосибирск из Украины. Большинство хорошо устроены, ребята вписались в современные экономические реалии. У одних — серьезный бизнес, другие — на руководящих должностях. Это и понятно, в нархозе мы получили серьезное экономическое образование.
— Что вы помните из своей студенческой жизни?
— Многое, мы, когда встречаемся с однокурсниками, вспоминаем различные истории. Например, я очень хорошо помню, как сдавал один из первых своих экзаменов по предмету, который, кажется, назывался «Экономическая география» преподавателю Тамаре Сидоровне Веселкиной. Я получил тогда первую пятерку в зачетную книжку, она, конечно, во многом была определяющей. А мог получить и двойку. Когда взял билет, мне показалось, что я не смогу на него ответить. И честно говорю об этом преподавателю. На что она мне отвечает: «Нет-нет, вы все знаете, садитесь и готовьтесь. Берите атласы, изучайте карты…» В результате — получил «отлично». И до сих пор благодарен Тамаре Сидоровне, которая преподала мне хороший урок, как не поддаваться эмоциям, уметь мобилизовать свои силы, не паниковать. Вообще, меня в университете, аспирантуре всегда окружали замечательные люди, профессора и преподаватели, встречи с которыми с точки зрения становления меня как экономиста были важными событиями в моей жизни. Счастливыми событиями.
— На ваш взгляд, чем отличаются современные студенты от тех, кто учился в 80-х годах прошлого века?
— Знаете, я им по-хорошему завидую. У них больше возможностей, альтернатив. Главное, правильно выбрать направление, которому ты посвятишь себя. Студенты сегодня могут проявить себя в различных сферах, не только в учебе. В нашем университете для этого есть широкие возможности. Можно и в бизнесе себя пробовать, и предпринимательскую или политическую деятельность на себя примерить, и за границей поучиться, пройти там стажировку и т. д. Студенчество — уникальная пора и нужно успеть за этот, в общем-то, короткий промежуток времени попробовать свои силы. Я бы очень хотел, чтобы наши студенты понимали эти возможности и использовали их.
— Попробовал — и понял, что это не его. Что делать?
— Если это принципиально не его, нужно срочно изменить вектор движения, пока не поздно. Но зачастую бывает так, что молодой человек еще до конца просто не понимает, чем он будет заниматься. Думаю, что все же большинство студентов, пришедших к нам, сделали свой выбор вполне осознанно. К третьему курсу многие ребята уже работают и хорошо понимают, куда они пойдут и чем будут заниматься. Раньше, кстати, такого не было. Да, многие из нас подрабатывали, но только ради дополнительного заработка и, конечно, не по своей будущей специальности. Я, например, когда учился в аспирантуре, подрабатывал дворником, зато не брал деньги у родителей. Сегодня студенты имеют возможность не просто подрабатывать, а выбирать направление, связанное с будущей профессией. И это очень важно, получить практические навыки по специальности еще во время учебы.
Ксения Леус
Фото: Вера Сальницкая