Более 10 лет Елена Неверова возглавляла Бизнес-колледж НГУЭУ, последующие три года была ответственным секретарем приемной комиссии, затем — деканом факультета базовой подготовки. Сейчас она руководит службой внутреннего контроля университета. А более 30 лет назад была первокурсницей института народного хозяйства — она поступила в нархоз в 1983 году, училась на факультете экономики и управления материально-технического снабжения. В 1987 году, на «отлично» защитив дипломную работу, получила специальность экономиста.
— Елена Владиславовна, вы поступили в НГУЭУ сразу после школы?
— Нет, не сразу. В институт народного хозяйства я поступала дважды. Школу я заканчивала в Якутии, куда мы с родителями переехали, когда я училась в третьем классе. Мы жили под Якутском, в небольшом поселке, где была шахта, и мой отец работал там главным маркшейдером. Выбирая между Новосибирском и Иркутском, где мне предстояло учиться после школы, я, конечно, хотела быть ближе к родителям, чтобы хотя бы на каникулах была возможность к ним приезжать. Остановилась на Новосибирске, потому что у моей бабушки были здесь родственники, у которых можно было остановиться на первое время. Тогда снять хоть какое-то жилье было не так просто, как сейчас. Были варианты и с институтом — нархоз или торговый? Так как интернета в то время не было, всю информацию абитуриенты узнавали из «Справочника для поступающих в вузы». И, наверное, по какому-то наитию мне понравился больше именно институт народного хозяйства, заинтересовали направления подготовки студентов. А что касается специальности, то родители посоветовали поступать на статистику. Говорили: мол, у нас на предприятии есть статистики, и ты всегда себе работу по этой специальности найдешь. Да и проходной балл на статистику был, как правило, ниже, она не была столь престижной, как сейчас.
Я записалась на годовые заочные подготовительные курсы Ленинградского финансово-экономического института, куда нужно было сдавать такие же экзамены, как в нархоз. Мне высылали контрольные работы по предметам выбранного мною экономического направления, нужно было также сочинения писать, выполнять задания по истории, географии. В те годы в вузы абитуриенты сдавали четыре вступительных экзамена. В моем случае, это были математика, русский язык, география, история.
Средний балл аттестата у меня был неплохой — 4,8. Но математику на вступительных экзаменах в нархоз я сдала на тройку. Это был первый экзамен, и, видимо, сказалось мое волнение, какая-то излишняя скромность — я ведь приехала в столицу Сибири из небольшого поселка и городским жителем не была. Второй экзамен — география, по ней я получила пятерку, а историю сдала на четыре. И поняла, что с такими оценками я не прохожу в институт. А в 1982 году можно было подавать документы для поступления только в один вуз. Но были бонусные программы, которые позволяли при аттестате 4,5 балла поступать в некоторые техникумы без вступительных экзаменов. Однако прием документов в техникум заканчивался раньше, чем я бы сдала четвертый и последний экзамен в нархоз. И я, не дожидаясь результатов зачисления, забрала документы из института народного хозяйства. Мы с папой решили подать их в политехнический техникум. Помню, пришли мы в это учебное заведение и, осмотревшись, я поняла, что не хочу там учиться. Мы развернулись и опять пошли в нархоз, решили второй раз подать документы для поступления, время позволяло. Меня уже начали оформлять, когда тогдашний ответственный секретарь приемной комиссии, что называется, развернул нас, проявив жесткость и принципиальность, и заявил, что так делать нельзя. Так, в тот 1982 год нам пришлось вернуться домой.
Отдохнув немного, я опять стала готовиться к поступлению в институт народного хозяйства, пошла работать в детский сад. Это, кстати, отчасти помогло мне понять свои будущие трудовые перспективы. И на следующий год я успешно выдержала вступительные экзамены и поступила в институт народного хозяйства. Однако за тот непростой для меня год мое видение себя в этом учебном заведении успело измениться — не знаю, каким образом и почему, но я выбрала уже не статистику, а экономику управления материально-технического снабжения (МТС). Факультет МТС в 1983 году был, пожалуй, один из самых престижных и перспективных в институте народного хозяйства. И если на том же бухучете учились в основном девушки, то у нас 60% студентов были молодые люди, причем большинство после армии или так называемого рабфака — рабочего факультета.
— Что для вас было самым трудным в начале учебы?
— Самым трудным для меня было то, что в Новосибирске, незнакомом городе, я осталась одна. Впервые без родителей. Место в общежитии я получила только на втором курсе, а на первом пришлось снимать жилье, причем довольно далеко от института. Поэтому, чтобы успеть доехать, как сейчас, помню, на троллейбусе № 24 к первой паре, мне приходилось вставать в шесть часов утра. Временами я себя очень жалела. Хорошо еще, что моя остановка была конечной, и можно было найти себе свободное место в троллейбусе. Что касается учебы — я не могу припомнить, чтобы мне было тяжело учиться. Я, вообще, человек очень ответственный, и никогда не пропускала занятия. Для меня проспать и опоздать на занятие — это смерти подобно.
— Какие у вас были любимые предметы, преподаватели?
— Прошло почти 30 лет... Я, к сожалению, уже и не вспомню всех имен. На первом курсе был у нас замечательный преподаватель математики Тюренков. Умел о сложном рассказать доступно и просто. Пожалуй, самым трудным предметом был научный коммунизм, его вела Генриетта Зиновьевна Воронина. Это было что-то. В общую тетрадь нужно было законспектировать 200 первоисточников — работы Владимира Ленина, Карла Маркса и т. д. Но даже не это самое страшное. По этим конспектам нам задавали и различные вопросы. Почему Ленин, например, в своей работе «Детская болезнь левизны в коммунизме» обращался к британскому премьеру, в чем его ирония и т. д. Конечно, много позже я поняла, что, например, именно конспектирование первоисточников учит из огромного массива материала выбрать основное, развивает логическое мышление, память. Вступительные экзамены по истории, сам предмет вела Баннова. Она достаточно жестко принимала экзамены, и получить у нее «3» — это считалось за счастье.
— У вас были удовлетворительные оценки?
— Да, и это, я считаю, нормально. Я никогда не стремилась быть отличницей, никогда не выпрашивала более высокую оценку, не пересдавала экзамены из-за этого. Да раньше и не было такой практики, пересдачи оценок на более высокий балл — что заработал, то и твоё.
— Вы помните тему своей дипломной работы?
— Конечно. «Совершенствование нормирования материальных ресурсов на предприятии». Диплом я писала на новосибирском заводе гражданской авиации № 401, куда меня распределили на практику. Моим научным руководителем был Валерий Харитонович Мельников, который работал потом в налоговой инспекции. Я сама составляла таблицы, собирала материал для практической части диплома, сидела ночами — все, как положено. А чтобы он был красивым и отличался от остальных работ, я писала его вручную, купив перьевую ручку с черными чернилами. Моим рецензентом была кандидат экономических наук, ведущий специалист новосибирского научно-исследовательского института формирования материальных ресурсов Солдатова Э.И. Помню, она мне сказала, что диплом ей понравился, а в рецензии оценила его на «отлично». Для меня, конечно, это был фурор.
— Вы работали по специальности?
— Да, конечно, тогда ведь после окончания вуза было обязательное распределение. В нашей группе большинство, это где-то 80%, были новосибирцы, понятно, что они хотели остаться в родном городе. Меня же в Новосибирске тогда ничего не держало, наоборот, хотелось куда-то поехать, чтобы проявить себя. Я выбрала Ижевск. Моя подруга на год раньше закончила нархоз и уже работала на ИЖМАШе. Я решила поехать к ней, тем более, что молодым специалистам там предоставляли общежитие. Правда, предприятие, где мне предстояло работать три года, у меня оказалось другое — Ижевский мотозавод.
— И как завод вас встретил?
— Вообще, раньше по работе с молодыми специалистами в стране была выстроена четкая система. Поэтому, я считаю, у молодых специалистов той поры совсем другое мышление, в том числе, управленческое, критерии выполнения заданий, другая корпоративная культура и т. д. С нами очень серьезно работали на самом начальном этапе. Собеседование, аттестация и т. д. — я с успехом прошла эти проверки, и пока мои документы отправили в так называемый «первый отдел» (такие в то время были, пожалуй, при каждом предприятии, имеющем отношение к оборонному производству), даже успела съездить в Новосибирск, повидаться с однокурсниками. Вернувшись через месяц, узнала, что все мои документы оказались в порядке и меня определили в один из четырех отделов снабжения, что были на этом тогда огромном и богатейшем предприятии. Работа отдела, в том числе, например, складская система по зарубежным технологиям, вся маркировка, журналы учета, контроля, организация всех видов потоков — все было на высочайшем уровне. Так что школу по принятию управленческих решений на ижевском заводе я прошла, как говорится, «от и до». Затем я перевелась на новосибирский завод, так как вышла замуж и вернулась в Новосибирск. И после Ижевска на новосибирском заводе работать мне было легко. Я даже провела там маленькую реформу, внедрив на новом месте учет материальных ресурсов, которому научилась в Ижевске.
— Тем не менее, вы вернулись в нархоз на преподавательскую работу?
— Так, в августе 1993 года, когда моему ребенку было всего семь месяцев. Мои педагоги пригласили меня на работу — как говорится, «Его Величество случай» сделал свое дело, изменив уже выстроенную профессиональную траекторию. Мне было, что сказать студентам, ведь я поработала на передовом производстве, прошла хорошую школу.
— Ваши пожелания первокурсникам?
— Если, выбрав какое-то направление учебы, вы поняли, что это не ваше — еще есть время поменять свою цель, и лучше это сделать как можно раньше. Ведь если человеку становится неинтересной его будущая работа, но он в ней остается — ничего хорошего из этого не выйдет. Но если предметы, которые предстоит изучить, нравятся, хочется дерзать и творить в профессии, которую выбрал — тогда тебя ждут большие результаты. В НГУЭУ в только что наступившем учебном году у студентов появилась возможность осознать свой выбор. Два первых года дается время на адаптацию, и до третьего курса, пока профиль подготовки не выбран — его можно поменять.
Ксения Леус
Фото: Вера Сальницкая