Ирина Минакова (Фролова) окончила нархоз по специальности «Бухучет и анализ хозяйственной деятельности предприятия» в 1989 году. Сейчас она — фрилансер: известный в городе бизнес-тренер, эксперт по построению системы управления продажами, коуч и консультант.
— Ирина, почему именно фриланс? Ведь при удобном графике, возможности выбора проектов и отказа от неинтересных, у этого «свободного полета» немало и «подводных камней»: доход нестабилен, приходится самостоятельно искать новые заказы…
— Да, все наши решения имеют плюсы и минусы. На сегодняшний день мои личные приоритеты — семья и собственное развитие. Работа по найму не оставляет на это времени. И нестабильность дохода не означает его отсутствие. А время, когда мало заказов, я использую для личного обучения и самопознания.
— Вы окончили нархоз в 90-е. Как складывалась ваша карьера?
— Так получилось, что я практически не работала по специальности, полученной в нархозе. В 1989 году выпускников еще распределяли по предприятиям. Те, у кого баллы за успеваемость были выше, получали лучшие места и должности. Я на комиссию по распределению из всего нашего потока заходила вторая, и мне предложили должность старшего бухгалтера на трикотажную фабрику «Сибирь», которая находилась тогда в центре города. Зарплату дали приличную по тем временам — 256 рублей, плюс хорошую комнату в общежитии. Но я отказалась от этого предложения, чем вызвала недоумение и непонимание не только у преподавателей, но и у многих однокурсников. Дело в том, что на тот момент я уже работала в одном кооперативе продавцом-кладовщиком, вела первичную бухгалтерию и зарабатывала, пожалуй, в четыре раза больше, чем старший бухгалтер фабрики. Кооператив занимался тем, что закупал и привозил из Молдавии в Новосибирск различные товары народного потребления, которые успешно здесь реализовывались. После рождения дочки мы с мужем открыли собственный розничный бизнес, несколько киосков. Позже с одноклассником открыли розничный супермаркет самообслуживания. Я стала директором и бухгалтерию сама не вела, хотя, конечно, учеба в институте дала мне понимание, что такое прибыль, как учитывать доходы и расходы, как важен баланс. В 2006 году я работала руководителем отдела продаж в крупной новосибирской компании по доставке питьевой бутилированной воды, и, чтобы повысить эффективность работы отдела, нам понадобился тренер для обучения персонала. Я предложила обучить руководителя отдела продаж, который и будет тренером для сотрудников — ресурс-то в компании останется.
— Где обучались на бизнес-тренера?
— Я училась и до сих пор учусь в новосибирском центре бизнес-мастерства «Харизма» у тренеров Людмилы Макшановой, Нэлли Макаровны Власовой и других экспертов. Вообще, тренерство предполагает постоянное обучение: я осваиваю новые темы, технологии, возможности. Я стала тренером, и рада, что обучение стало главным делом моей жизни, мне это нравится. До недавнего времени я как руководитель учебного центра выстраивала систему обучения в новосибирской компании «Торговая площадь». А с 2014 года ушла на фриланс.
— А как же бухучет?
— Бухучет всегда будет одной из самых востребованных специальностей, он конкретный и понятный. Это, по-моему, самая логичная учебная дисциплина. Мне нравился сам процесс ведения бухгалтерии, особенно когда все цифры совпадают копеечка к копеечке. Большинство моих однокурсников, распределившись после института, вот уже почти 30 лет работают в этой сфере главными бухгалтерами, финансовыми директорами. А я, наконец, открыла свое призвание. Ведь еще в детстве усаживала на скамеечку соседских мальчишек и была у них учительницей.
— Почему же при такой склонности к преподаванию после школы вы поступили на бухучет в нархоз?
— Сейчас мне трудно это объяснить. В Новосибирске было в то время два самых престижных вуза: потребительской кооперации (больше известный как торговый) и нархоз. Правда, не все мои одноклассники понимали тогда специфику нархоза, отожествляя его с сельскохозяйственным институтом. В то время самым продвинутым направлением подготовки в нарзхозе было материально-техническое снабжение (МТС), там был очень высокий конкурс, и я, честно сказать, его побоялась. Интересно, что банковское дело тогда как-то не котировалось у абитуриентов. Нам казалось, это так скучно — работать в сберкассе. Мы с подругой в 10 классе посещали подготовительные курсы, которые вели преподаватели нархоза, готовились к вступительным экзаменам. Поступили на бухучет. Почему я выбрала это направление? Это базовое экономическое образование, оно дает большие возможности. И учиться на бухучете оказалось интересно. А в профессии не осталась, наверное, потому, что я эмоциональный человек и больше люблю «учитывать» отношения между людьми, чем считать доходы и расходы. Подруга, с которой мы поступали, кстати, всю жизнь работает по специальности — главным бухгалтером, финансовым директором. Вообще, у нас из группы многие состоялись в профессии.
— Что вам дал университет?
— Экономические знания, понимание всех процессов, что связаны с экономикой. Я часто общаюсь с людьми, которые хоть и занимаются продажами, но имеют смутные представления об элементарных вещах: как выстраиваются затраты, что такое доход, прибыль, что на них влияет и т.д. Для многих прибыль и доход — это вообще одно и то же. А без этих знаний даже большие объемы продаж не спасают предприятие от безденежья. Многим людям не хватает базовых экономических знаний. Мне же повезло: я узнала, что бухучет — это интересная систематизирующая наука, важная не только для работы, но и для повседневной жизни. У нас были замечательные преподаватели. На первом курсе введение в бухучет вел Александр Арсеньевич Шапошников, просто влюбленный в свой предмет, веривший, что Александр Пушкин, Эмиль Золя и другие классики всемирной литературы только о бухучете и писали. И мы буквально заразились бухучетом, этой основой бытия. Это было здорово, встретить такого преподавателя! Мне всегда очень везло с учителями. Я с уважением и благодарностью вспоминаю всех преподавателей нархоза. Они были замечательными, позволили нам поверить в себя. Я, можно сказать, окончила институт с короной на голове. Не было страха перед уровнем должности, запросто могла приступить к обязанностям главного бухгалтера. И, возможно, такая высокая самооценка и позволила выжить в 90-е. Да, бухгалтером я не стала, но мне все было по плечу: меня научили мыслить системно, быстро находить решения и зарабатывать деньги.
— Интересно, какие стипендии тогда были у студентов?
— По-разному. Я получала стипендию в двойном размере, потому что не только хорошо училась, но еще и была заместителем председателя студенческого профкома по учебной работе. Председателем был Николай Звягин. У меня выходило 80 рублей — зарплата среднестатистического инженера того времени.
— Сегодня профсоюзы и студенчество — как далекие друг от друга планеты.
— Не везде. Недавно я вернулась из Ростова, где проходил молодежный форум «Профсоюзный лидер–2016» с участием студентов из девяти российских вузов. В пять дней мы чуть ли не по 20 часов работали с молодыми профсоюзными лидерами. На сон оставалось минимум времени. Конечно, была безумная усталость, но столько вдохновения и сил эти молодые и неравнодушные люди нам дали! И я счастлива, что помогала им осознанно строить отношения с людьми, искать решения. Эти ребята — гордость и будущее страны.
— А вы могли бы поработать со студентами НГУЭУ?
— Работа со студентами — это немного другая специфика, другая аудитория. Бизнес-тренинги совершенно непохожи на лекции, они всегда интерактивные. Да я и не лектор. Мне больше нравится процесс, когда люди здесь и сейчас что-то делают, решают, анализируют, проживают ситуацию, делают выводы и накладывают новые знания на свой опыт. Ведь, в основном, я работаю с руководителями и менеджерами отдела продаж, коммерческими директорами. Бизнес-аудитория — это та, которая, вернувшись после тренинга в свою среду, тут же применяет полученные идеи на практике, а не задвигает эти инструменты куда-то далеко, про запас. Хотя, наверное, над предложением о сотрудничестве с родным вузом мне еще надо подумать.
— Ваши пожелания студентам?
— Во время учебы старайтесь попробовать себя во всем, с чем будет связана ваша работа. Не жалейте времени на это. И не бойтесь менять что-то в своей жизни. В том же нархозе столько направлений подготовки, столько возможностей… Если человек понимает, что ошибся с выбором профессии (а это бывает сплошь и рядом), всегда есть возможность даже внутри вуза перевестись на другое направление. Учитесь принимать решения, будьте самостоятельны, берите ответственность за свою жизнь. Участвуйте во всех программах, которые предлагает университет, во всех возможных практиках. Это нужно, чтобы понять, правильно ли вы определились с выбором профессии, которая станет делом всей вашей жизни.
Ксения Леус
Фото: Сергей Мордвинов