Это сейчас Алексей Линков — исполнительный директор ООО «Новотелеком». А 15 лет назад был студентом, затем магистрантом нархоза по направлению «Корпоративное управление» и начал свою трудовую деятельность со скромной должности менеджера по продажам.
— Я поступил в нархоз на менеджмент,— рассказывает Алексей. — Первые два года мы всем курсом учились на общеэкономическом факультете, затем нас распределяли по четырем направлениям (экономика, менеджемент, маркетинг и статистика), а через два года — специализация. Можно было пойти либо на специалитет, либо в магистратуру.
— По желанию?
— В принципе, да, если желание с твоими возможностями и способностями совпадало. Рейтинги студентов, учившихся в нархозе в 1999 г. на аудите и бухучете, были самыми высокими. И попасть на эти профили можно было только с самыми высокими оценками за успеваемость. Я учился хорошо и мог себе позволить эти престижные направления подготовки. Но не видел себя ни финансовым директором, ни еще кем-нибудь, занятым в этой сфере деятельности, поэтому пошел на мало кому интересный менеджемент. Сразу после выпуска весь курс бухучета и аудита разобрали работодатели. Практически каждый из выпускников этих престижных профилей получил предложения с достойными должностями и такими же зарплатами. Вчера защитились, а сегодня уже главными бухгалтерами были утверждены. Вот какой уровень бухучета и аудита был в нархозе. Мы же с менеджмента, вообще, никому были не нужны. В основном, устраивались менеджерами по продажам, товароведами, закупщиками, где, честно сказать, и высшее образование-то особо не требовалось. Многие, с кем я заканчивал нархоз, начали с таких должностей, но самооценка, мне кажется, не пострадала, ведь мы были готовы к такому повороту. Это нормальная ситуация, когда выпускник вуза начинает со скромных должностей. Да, еще кто-то из моих сокурсников стал и предпринимателем — в экономике вроде уже подъем наметился, и у них даже дела неплохо пошли. Но это тоже было не мое. Однако растерянности по поводу трудоустройства после окончания института, которой удалось избежать не всем, у меня не было — еще на четвертом курсе я устроился в компанию «Сибброк» менеджером по продажам. Это было началом моей карьеры.
— Вы из тех руководителей, кто начинал свою карьеру с самых скромных должностей. Считается, что такие руководители — лучшие.
— На мой взгляд, хорошим руководителем можно стать в двух вариантах. Первый — обладать врожденными «руководящими» компетенциями, но в природе такое встречается редко. Второй вариант — приобрести необходимые для руководства компетенции в процессе своей работы, развивать их. Кстати, в университетах этому научить невозможно. Но это, конечно, мое мнение.
— По какому варианту развивалась ваша карьера?
— Понятно, что по второму.
— А как вы оцениваете управленческую подготовку в нархозе?
— Когда я учился, она была очень слабой. Давали в основном только чистую теорию — функцию управления, объекты управления, его стратегию и так далее Это особо никому не нужно. Мы были практически оторваны от жизни, от бизнеса. Я был на встрече с руководством НГУЭУ в прошлом году, сейчас в этом плане в университете все поменялось к лучшему. И вообще университет сильно изменился — такой замечательный новый учебный корпус, мебель, оборудование. То, что я увидел, сильно порадовало.
— Алексей, в чем, на ваш взгляд, сильные стороны НГУЭУ?
— Это динамично развивающийся университет, сегодня — один из лучших вузов Новосибирска. Он всегда был силен своим финансовым направлением: аудитом, бухгалтерским учетом, банковским делом, ценными бумагами — всем, что связано с финансами. И знания, которые я там получил, безусловно, помогли мне хорошо разбираться в экономике и финансах, понимать тенденции, анализировать факторы влияния, долгосрочные последствия тех или иных решений и так далее.
Нархоз не только давал нам знания, но и развивал наши личностные качества, расширял кругозор, способность искать нужные знания и применять их. Поэтому я как менеджер по продажам, конечно, выделялся из среды. Может быть, это и дало мне дальнейший импульс в карьере. За пять лет работы брокером я стал хорошим практиком, совершенствовался именно как продажник и переговорщик. Это, как и системные знания, полученные в университете, конечно, пригодилось в дальнейшей работе.
— Зависит ли успешная карьера от везения?
— Да. В первый год, поработав менеджером по продажам, я стал начальником отдела — пусть небольшого, да и в компании всего-то человек двадцать. А уже через год меня назначили вторым лицом фирмы. Я считаю, что это везение. Я знаю многих людей, которые, сложись у них обстоятельства так же удачно, как у меня, стали бы прекрасными руководителями, но они застряли на скромных должностях. У меня же более удачно сложилось начало карьеры.
— Проработав пять лет в первой компании вы, тем не менее, ушли?
— Да, ушел руководителем регионального департамента в «Брокеркредитсервис» — компанию, которая является лидером и крупнейшим в России оператором по продажам ценных бумаг, с 1995 года помогает своим клиентам на российском рынке эффективно управлять финансами. Мне вновь повезло, что меня туда взяли. Мне кажется, во многом, благодаря богатому продажному опыту и — теперь уже — тем знаниям финансового рынка, которые я получил в нархозе. Моя работа заключалась в развитии и поддержке сети филиалов компании. Когда я туда устроился, у компании было 11 филиалов. За шесть лет, что я там проработал, филиалы «БКС» были открыты уже в 60 крупнейших российских городах. Конечно, такой рост — это не только моя заслуга. Работа в «БКС», вообще специфичная, в России мало кто понимает особенности рынка ценных бумаг.
— Что вы взяли от «Брокеркредитсервис»?
— Меня там научили многому, но самое ценное — это чтобы компания успешно развивалась, ей нужны постоянные изменения. Признаться, поначалу это меня просто бесило: стратегия компании менялась прямо на ходу, каждый раз что-то новое появлялось. Как и наша жизнь в России. То, что именно динамично меняющаяся стратегия была правильной, подтверждается тем фактом, что уже больше 10 лет «БКС» лидирует в России. Хотя уже сейчас я понимаю, что были и ошибки, система руководства не была идеальной. Если такая вообще возможна.
— Какой рейтинг у «Новотелекома», третьего места вашей работы?
— «Новотелеком» — лидер на рынке Новосибирска в сегменте «Интернет для физических лиц».
— Чем вам нравится сегодняшняя работа?
— Я люблю свою работу. Если две недели отдыхаю, то последние дни ставлю крестики в календаре, чтобы скорее закончился отпуск и на работу выйти. Она — часть моей жизни, а не средство для зарабатывания денег. Работа нравится тем, что я пришел в компанию с высочайшим уровнем менеджмента, сильным и интересным брендом, высочайшим уровнем качества услуг. Это отмечают и наши коллеги по цеху, приезжающие к нам из других городов. Есть очень интересные проекты, которые успешно реализуются.
— Даже во время экономического кризиса?
— Для развития телекоммуникационных компаний кризис не помеха. К тому же, мы не только физическим, но и юридическим лицам оказываем услуги. Если говорить о новых проектах, то сейчас мы запускаем несколько новых услуг, совершенствуем активные продажи и вкладываемся в качество обслуживания B2B-сегмента.
— Должен ли руководитель быть амбициозным?
— Наверное, я бы предпочел руководителя целеустремленного, а не амбициозного. При амбициозности собственное «Я» все же сильно раздуто. И это зачастую мешает разглядеть здравые зерна, прислушаться к кому-то, такой руководитель, как правило, дистанцируется от подчиненных. К нему они уже не зайдут, чтобы посоветоваться по поводу какой-то проблемы, поделиться информацией. А целеустремленный руководитель — он правильно понимает цели, и свои, и компании. Это хорошее качество для всех.
Мне всегда попадались хорошие руководители. Уже на первой работе, где я получал опыт продаж, меня научили не только этому, но и, например, вести деловые переговоры. Вообще, Новосибирск, где практически нет добычи полезных ископаемых, крупного производства, именно продажа услуг, товара, любого продукта и ведение деловых переговоров — основные деловые компетенции. Кстати, это умение можно приобрести, развить или научиться ему в институте. Но все же практика всегда перевешает теорию.
— Преподавателей университета вспоминаете?
— Да, конечно. Было много хороших преподавателей и практиков, которые предлагали нам оригинальные и нестандартные задачи. Когда я уже оказался на руководящих должностях, то вдруг понял, что прекрасно разбираюсь в структуре компании, финансовых потоках и других вопросах экономической сферы. Конечно, это заслуга университета.
— Ваши советы студентам?
— Во время обучения студенты всегда пишут много рефератов, курсовых, научных работ, выступают с докладами и так далее. Я жалею о том, что всегда брал разные темы для исследований, вместо того чтобы стать специалистом в какой-то одной теме. Ведь ее можно было изучать с разных сторон, вести на протяжении всех лет обучения в университете. Мало того, что в таком случае на выходе у тебя будет прекрасная дипломная работа, — с этими знаниями ты потом можешь прийти в любую компанию и сказать, например: «Ребята, я изучал систему поставок в течение пяти лет. Давайте я вам расскажу что знаю, какие идеи у меня есть на этот счет». Я бы обязательно пошел навстречу такому трудолюбивому и целеустремленному человеку.
Ксения Леус
Фото: Сергей Мордвинов