Юлия Сырова - выпускница 1997 года направления «Менеджмент». Сейчас Юлия занимает пост заместителя министра строительства Новосибирской области.
БЛИЦ-ОПРОС
— Охарактеризуйте НГУЭУ тремя словами.
— Практичные универсальные знания.
— Чем измеряется успех?
— Для меня успех заключается в признании и востребованности, в том, что благодаря тебе работа становится эффективнее. Понятно, что без тебя процессы будут происходить, но с тобой — быстрее и лучше.
На любой работе очень важно признание. Я всегда говорю сотрудникам: «Не надо меня уверять, что мы ходим сюда только за зарплатой. Это не так. Мы ходим сюда еще и за признанием». Я думаю, что успех — в признании того, что ты делаешь.
— Как образование влияет на способность достичь успеха в жизни?
— Я считаю, что есть прямая зависимость. Но только если получить именно то образование, которое хотел ты, а не то, которое хотели родители или было навеяно модой. Можно закончить вуз с отличием, а потом ни дня не работать в профессии.
Высшее образование — это, в принципе, база человека. Человек образованный или нет, есть в голове закладка высшего образования или нет, видно сразу. Эти люди, на мой взгляд, разговаривают и мыслят по-другому.
— Ваше любимое изречение или девиз?
— То, что я всегда повторяю своим руководителям: «Экономика — основа всего».
— Назовите книги, которые на вас повлияли, и которые, по Вашему мнению, должен прочитать каждый.
— «Мастер и Маргарита» Булгакова. Всегда цитирую: «Никогда и ничего ни у кого не проси, сами придут и все дадут» и «Кирпич ни с того ни с сего никогда никому на голову не свалится». Она — из любимых.
— Юлия Викторовна, расскажите, как поступили в НИНХ и почему выбрали его?
— История такая. Я окончила Дивинскую среднюю школу в Болотнинском районе. Для себя сразу определила, куда поступать. Хотела в банке работать или в налоговой инспекции. Такие мысли были уже, когда я в школе училась. Поэтому целенаправленно шла в нархоз, другие даже не рассматривала.
Но было понятно, что школа — сельская, поступить в вуз сложно. Как сейчас помню: было четыре вступительных экзамена — иностранный язык, математика, экономическая география и сочинение. С сочинением все хорошо было. Иностранный язык у нас в школе не велся вообще. Я самостоятельно готовилась к экзамену, без учителей и репетиторов. Экзаменационная программа включала несколько тем, нужно было рассказать о себе, семье и так далее. Я это всё выучила. И экзамен сдала на «четыре». Сильно хотела поступить!
А по математике было то, что можно назвать «мы такое не проходили». Поэтому поступить сложно. Родители записали меня на подготовительные курсы в нархозе, благодаря которым экзамен по математике был сдан.
— То есть, Вы ездили после школы на курсы в Новосибирск ради поступления в нархоз? Это же довольно далеко?
— Да. Три часа на электричке. Плюс время, чтобы добраться от поселка до станции «Болотная».
— Вам пришлось сильно постараться, чтобы поступить в желаемый вуз.
— Пришлось. Я такая сама по себе — целеустремленный человек. Как говорится, какие цели ставили, такой результат и получали. Так устроен мир.
А тогда это был первый год, когда начались платные наборы. Мои родители, поняв, что их ребенок бьется именно в этот вуз, начали искать какие-то варианты. Допустим, чтобы какое-то предприятие заплатило, то есть целевое обучение.
Как раз в тот момент приехал некий бизнесмен, начал строиться кирпичный завод — у нас в поселке обнаружились ценные породы глины. И вот он нам сказал: «Я сам этот институт окончил. Да, мы заплатим». Я приехала на зачисление и увидела себя в списках, поступивших на бюджет.
— При этом Вы видели себя в банке или налоговой, а поступили на «Менеджмент». Почему?
— На модный, скажем так, факультет «Финансы и кредит», я просто не попала. А потом переводиться не стала. И в общем-то я нисколько об этом не пожалела.
Тогда слово «менеджмент» для всех было новым. Что это такое? Где потом работать? Но по сути менеджер — это управленец. Нам дали основное — научили смотреть на ситуацию сверху. Это не каждый может, а нас этому учили. Там были те же дисциплины: финансы и кредит, банковское дело, экономика предприятия, бухучет. Все это помогает менеджеру, который управляет всем проектом и должен понимать все процессы от производства до финансовой модели. Ему не надо знать дебет/кредит счета — ему важно понимать, какие есть активы и где они расположены. Этому научили.
Есть много таких моментов. Я много раз себя ловила на том, что, когда есть какая-нибудь неординарная задача, откуда-то возникают такие идеи, будто ты с дальней полки берешь какие-то знания. Потом думаешь: откуда я это знаю?
Такое мнение бытует — в основном, среди молодежи, что учат одному, а работать надо про другое. Но я с этим не согласна. Да, это так, если брать нюансы, но без базы всё-таки никак. Без нее не сложится понимание любого процесса. Поэтому, когда у тебя такая база, у тебя на любом месте есть основа, матчасть.
— На вступительных испытаниях трудности не закончились. Как раз на период вашего обучения пришлись статус академии и введение бакалавриата.
— Да, нархоз преобразовывался в НГАЭиУ, и мы проходили какое-то неимоверное количество тестов.
А после четвертого курса нам всем выдали диплом бакалавров. Мы не понимали, что с этим делать. «Это вообще высшее образование или нет?» И большинство пошло, естественно, на пятый курс. Второй раз мы писали дипломы, сдавали ГОСы. И дипломов у меня два — бакалавра и специалиста.
Потом еще было предложение пойти в магистратуру, но у меня так случилось, что в 1997-м я выпустилась из нархоза, а в декабре 1997 года у меня родился сын. А спустя год — в декабре 98-го — я уже пошла на работу.
— А во время учебы где-то стажировались?
— Практику я проходила на большом крупном заводе «Искра» в Пашино. Кроме того, у меня там бабушка работала заместителем директора по финансам, я часто у нее бывала и вне практики, мне все было там интересно. Вообще она для меня была примером. Может быть, поэтому я решила в такую сферу пойти.
— С чего началась ваша карьера в 1998-м?
— Как раз бабушка привела меня в Управление финансов мэрии Новосибирска. Мне очень хотелось в налоговую инспекцию, но она меня отговорила. Хотя диплом я писала по налогообложению.
— И в одном из интервью Вы говорили, что думали заниматься только налогами…
— Да. Но бабушка меня отговорила. И я начала карьеру с должности специалиста первой категории управления финансов мэрии города Новосибирска. Тогда это была самая низкая ступень, а сейчас такой нет вообще. Там был новый отдел взаимозачетов. Тогда были сложные времена. Бюджет зачитывал задолженность предприятия по уплате налогов, а предприятие обеспечивало бюджетную сферу необходимыми ресурсами: газ, мазут, уголь и другое. К примеру, «Сибирьгазсервис» давал газ.
В этом отделе я поработала, может быть, с год и перешла в отдел городского хозяйства. То есть в расходы. Мне не нравился отдел взаимозачетов — это и не доходы, и не расходы. Я пыталась всегда смотреть сверху: вот я пришла в управление, что оно делает? какая у него функция? какая у меня задача?
Я проработала в разных должностях в управлении финансов в общей сложности 8-9 лет. Там был такой старт.
— Трамплин в Министерство строительства?
— Потом все департаменты стали юридическими лицами, им открыли лицевые счета, была введена казначейская система. Получается, я попала во все изменения! Зато когда ты «старожил», когда знаешь, как это все происходило тогда, многое становится понятным теперь.
Тогда я пошла на повышение — на должность консультанта в департамент строительства мэрии. Так началось мое знакомство со строительной отраслью. Это был 2007 год.
— Почему строительство? Не культура, спорт, образование или, скажем, ЖКХ?
— Когда ты прошел школу управления финансами, ты можешь работать в любом министерстве. Тебе понадобится просто время для понимания отраслевых особенностей. Больше ничего. Бюджетный кодекс для всех одинаковые правила устанавливает. Но нюансы есть везде, надо изучать отраслевые порядки.
— И все-таки: почему строительство? Просто появилась возможность или целенаправленно шли?
— Да, было предложение. Целенаправленно не искала, просто хотелось в отраслевое подразделение.
А поработав там, поняла, что это такая отрасль, где результат очевиден. На моих глазах разработали проект и построили планетарий! Я знаю, сколько стоит каждое кресло в этом планетарии, кто был поставщиком и как сложно с ним заключался контракт. То есть, ничего не было — и вот оно есть. Это какие-то непередаваемые ощущения, когда ты видишь результат. Или, когда ты режешь ленточку, открывая новый детский сад. Это незабываемые впечатления. Вот из-за этого и строительство.
— А сейчас это, наверное, новая ледовая арена?
— Сейчас тоже много очень объектов: поликлиники, школы, учреждения культуры и спорта. Безусловно, арена — самый крупный объект. И не только в городе Новосибирске, но и в Сибирском федеральном округе.
— Когда случился переход с муниципального управления в региональное?
— В департаменте строительства и архитектуры я была сначала консультантом, потом заместителем начальника отдела, затем — заместителем начальника департамента. А когда руководитель департамента перешел на должность министра строительства, его команда почти полным составом перешла сюда на вакантные должности.
— Чем вы занимаетесь сейчас?
— Моя основная деятельность — это бюджет. Без бюджета никакие объекты не построятся. А объектов строится много, они большие и знаковые. За последние годы это «Локомотив», Ледовая арена, Перинатальный центр, поликлиники… Причем строительство арены пришлось на все изменения, которые нас будоражили: и ковид, и СВО. А эти события, безусловно, сразу же показывают влияние на экономику. Это понятно и очевидно, когда строятся такие огромные объекты. А такой объект как арена еще не строился в Новосибирской области.
Ну и понятное дело — школы, их тоже много. Их столько никогда не строилось. Также последние пять лет решается проблема дольщиков. Нужно было перестроить работу этого сектора, перейти на эскроу-счета. То есть, были приняты решения на федеральном уровне, но их надо было исполнять на местном уровне. Много всего.
Стройка как никогда на подъеме. Для сравнения: примерно десять лет назад бюджет был от четырёх до восьми миллиардов. Сейчас бюджет двадцать восемь миллиардов!
Плюс сейчас активно развиваются инфраструктурные бюджетные кредиты — то есть привлечение бизнеса к участию в проектах. Это дает большой толчок к развитию отрасли.
Это не мои личные достижения, но, когда у тебя в бюджете двадцать восемь миллиардов, у тебя намного больше задач, чем с бюджетом в пять миллиардов. Моя основная зона ответственности — обеспечить финансово.
— Иногда на фоне новостей о дефиците бюджета, резком скачке цен на материалы и прочих это кажется невыполнимой задачей.
— Еще имеют место нюансы платежной системы. Понятно, что мы уже практически пришли к цифровизации. Но программы где-то дают сбои, где-то бизнес не умеет еще работать по-новому. Например, сейчас акт принятия выполненных работ заполняется в электронном виде. Если подрядчик неправильно вносит данные, система его выкидывает, а мы не можем оплатить работы. Подрядчики еще должны этому научиться. Пока такие нюансы.
Вспомните «Госуслуги»: когда они только появились, мы не понимали, зачем нам там регистрироваться. А сейчас без них уже никак. И у нас в строительстве тоже все отрабатывается, мы сейчас в активной стадии изменений.
— Сейчас, когда Вы уже 20 с лишним лет в профессии, можно сказать, что финансы — это точно ваше?
— Пожалуй, да.
— А успешной себя считаете?
— Наверное, да.
— Что успешный замминистра строительства Новосибирской области посоветовала бы нынешним студентам?
— Ставить цели — как учили: долгосрочные, краткосрочные, среднесрочные. Я всегда и всем рекомендую их записывать, потому что это очень организует. И что самое важное — вычеркивать с большим удовольствием, когда что-то реализовалось. Это, во-первых, помогает все время держать в голове, куда мы идём и куда хотим прийти. Потому что дорогу осилит идущий. Можно, конечно, лежать по направлению к цели, это тоже действие, но лучше к ней идти. Вот это работает точно.
Ну и, наверное, чтобы, окончив вуз, ребята все-таки шли в профессию. Экономика и менеджмент всегда будут востребованы, их можно применить где угодно. Это база, и, если ее сделать своей профессией, можно добиться успехов в любой отрасли. Можно возглавить банк, крупную корпорацию или небольшое учреждение. Можно в госорганы — пожалуйста. Давайте к нам! Кадры — особенно способные анализировать — очень востребованы и нужны!
Беседовала Валерия Шаньгина