08.06.2021
Владимир Буровцев — дважды выпускник НГУЭУ: сначала он получил диплом бакалавра менеджмента, а затем окончил магистратуру того же направления. После академии — тогда нархоз назывался именно так — пошел работать в сферу транспорта, где прошел трудовой путь от мастера производственного участка линейного предприятия Западно-Сибирской железной дороги до заместителя руководителя Сибирского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта. О стратегических проектах железнодорожного транспорта, науке и значении гармонии в жизни Владимир Буровцев рассказал проекту «Истории успеха».
БЛИЦ-ОПРОС:
— Охарактеризуйте НГУЭУ несколькими словами.
— Фундамент, пирамида знаний.
— Чем измеряется успех?
— Степенью гармоничности жизни.
— Как образование влияет на способность человека достичь успеха в жизни?
— Влияет в части кругозора. Мне встречались профессионалы с такой широтой познаний, что это позволяло им судить о вещах из, казалось бы, параллельных сфер деятельности. Широта кругозора, основательность в миропонимании — именно это дает хорошее образование.
— Ваше любимое изречение или девиз?
— У меня есть целый ряд таких изречений. Но поскольку я сейчас в роли «бюрократа», оно должно звучать, например, так: «Или дела управляют вами, или вы управляете делами».
— Назовите три книги, которые как-то на вас повлияли и которые, по вашему мнению, должен прочитать каждый.
— Когда я в академии погружался в информатику, я несколько раз прочел книгу Виктора Фигурнова «IBM PC для пользователя». Раза три прочел, до дыр истер. Системно, хорошо изложена, поэтому, наверное, она мне так нравилась. Это первое.
Второе: есть много актуальной классики, которая объясняет то, что происходит в современной жизни. Достоевский, Толстой, например. Ну и, в-третьих, книги по планированию и тайм-менеджменту. Их множество, это очень интересно и полезно для профессиональной деятельности.
— Владимир Викторович, давайте ненадолго вернемся в детство. Каким был мальчик Вова? Чем он увлекался?
— Я всегда любил иметь какой-нибудь замысел, потом к нему построить план действий и затем получал удовольствие, когда этот план с точностью до запятой исполнялся, возникал задуманный результат. В школе на каникулах я как-то раз более месяца работал почтальоном, заработал неплохие для школьника деньги и по совету родителей вложил их в образование — в «Школу юных менеджеров» в обществе «Знание». Там, видимо, и определились мои увлечения: менеджмент и наука. Очень признателен родителям за тот дельный совет и в целом за поддержку на жизненном пути. Этим интересам я следую и по сей день.
— Откуда возник этот интерес к управлению? Обычно от мальчишек слышишь про футбол, путешествия, развлечения и так далее, а здесь увлечение старшеклассника — это менеджмент.
— Я был вполне нормальным ребенком, все детство не слезал с велосипеда, например. Лыжи, бассейн были. А менеджмент... Наверное, что-то и от родителей. Они имеют высшее образование, мама — кандидат наук, доцент, продолжительное время трудились в различных управленческих структурах. Может быть, какие-то гены передались и здоровый интерес к менеджменту тоже.
— То есть, выпускаясь из школы, вы точно знали, куда поступать?
— Я поступал также в военное заведение — в Новосибирское высшее военное командное училище, на юридическую специальность. Но туда не прошел, поэтому выбрал гражданский вуз. На тот момент в тренде был нархоз, поэтому я туда и пошел.
— Каким студентом вы были?
— Идеальным, примерным студентом я не был, прямо скажу. Я пришел в нархоз из слабенькой на тот момент школы с окраины города, и на первом же курсе у меня возникли проблемы сразу по трем дисциплинам: английскому языку, высшей математике и информатике. Мне пришлось их срочно подтягивать. С чем-то я подружился — например, информатика и информационные технологии мне достаточно близки и понятны. А английский язык я с удовольствием учу до сих пор.
На третьем курсе я попал на практику в компанию, которая занималась поставками строительных материалов и услугами. Мы с работодателем друг другу понравились, и я начал трудиться параллельно с учебой. Работал менеджером, занимался взаимозачетами, имел гибкий график работы. Не всегда, конечно, успевал уделять должное внимание учебе, тем не менее, потихоньку с курса на курс переходил без «хвостов».
Тогда только появлялись пейджеры — новые и модные средства односторонней связи. И как-то раз даже, помню, на пейджер пришло сообщение от декана, чтобы я зашел к нему «по поводу отчисления». Это уже на третьем-четвертом курсе. В срочном порядке приходилось все эти вопросы решать, углубляться в учебу.
— Однако потом вы пошли в магистратуру, затем защитили кандидатскую, позже — докторскую диссертацию. Если Google не врет, начали преподавать в СГУПСе. Появился интерес к науке?
— Дело в том, что, когда ты много лет трудишься в определенной сфере, может возникнуть чувство рутины, начинаешь «ржаветь». Когда достигаешь результатов, знаешь уже наперед многие вещи, у тебя появляются резерв сил и стимул для того, чтобы заняться дальнейшим развитием.
Я считаю, что в современном мире человек должен учиться всю сознательную жизнь. Неважно, в каком формате. Это могут быть самообразование или повышение квалификации за рубежом. Для меня отдушиной стала научная сфера.
Еще в академии у меня были публикации на научных конференциях. Потом поступил в аспирантуру, там на последних курсах уже и преподавал. Сегодня государственную службу я совмещаю с научной и преподавательской деятельностью. Это что-то вроде развивающего хобби.
— Из вуза вы выпускались, уже имея опыт работы в строительной компании. Как дальше складывалась карьера?
— Я понял, что для того, чтобы профессионально расти, нужна сфера, в которой есть достаточно высокая, длинная карьерная лестница. На тот момент в бизнесе мне такая лестница не представилась, поэтому я посмотрел в сторону железнодорожного транспорта, который всегда имел стратегическое, государственное значение. Он показался мне этакой мощной корпорацией, гигантской монополией.
Начинал с освоения рабочих профессий, то есть с самых низов, далее был мастером производственного участка. После этого перешел на государственную службу в Росжелдор: работал главным специалистом, заместителем начальника отдела, начальником отдела. На этом пути мне встречалось множество авторитетных наставников, учителей, которым я очень признателен за приобретенный бесценный опыт. Сейчас я заместитель руководителя территориального органа Росжелдора, работаю в границах Сибирского федерального округа.
— Что это за ведомство? Что входит в ваши обязанности?
— Понятно, что Росжелдор курирует сферу железнодорожного транспорта. Отвечает за реализацию государственной политики и оказание государственных услуг в установленной сфере. Какого характера? У нас сегодня в сфере железнодорожного транспорта складывается полноценный рынок транспортных услуг, который нуждается в качественном государственном регулировании. Это государственные функции по развитию транспортной инфраструктуры, отраслевое образование, обеспечение транспортной доступности регионов и другие. Я курирую работу на полигоне трех железных дорог.
— Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали тоже находятся в вашем регионе деятельности?
— Частично да. Это важнейшее и интереснейшее направление! Восточный вектор развития действительно является одним из приоритетных сегодня. Я работаю в рамках реализации программы модернизации БАМа и Транссиба, это связано со значительным числом командировок. Я очень благодарен своей семье и, прежде всего, моей супруге Ирине за поддержку, ведь я часто вынужден находиться вне дома. Надо сказать, что за почти 17 лет государственной службы мне посчастливилось вдоль и поперек проехать не только весь Сибирский федеральный округ, но и увидеть многие другие заповедные уголки нашей необъятной Родины.
— Получается, и решение проблемы с дефицитом кадров на этих объектах связано с вашей деятельностью? В СМИ писали, что для модернизации Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей требуются значительные трудовые ресурсы. Так ли это?
— Вы правы. Дело в том, что и Сибирский, и Дальневосточный федеральные округа, к сожалению, все еще имеют значительный отток трудовых ресурсов. В действительности получается так, что наши приоритетные инфраструктурные проекты ориентированы на восток, а кадры зачастую — на запад. Поэтому такая проблема действительно имеет место.
Что можно предпринять в этом направлении? Сегодня функционирует мощная сеть отраслевых образовательных учреждений железнодорожного транспорта на Восточном полигоне железных дорог России — это Омский, Сибирский, Иркутский и Дальневосточный государственные университеты путей сообщения. В них на высоком уровне ведется целевая подготовка кадров, в том числе для удовлетворения потребностей БАМа и Транссиба. С учетом перспективы модернизации этих линий спрос на кадры неуклонно растет.
В целом в истории России было много подходов в освоении БАМа. Сегодня для строительства привлекаются в том числе железнодорожные войска, особенно в труднодоступные районы. Уникальные условия развития железнодорожной инфраструктуры обусловливают необходимость тесного сотрудничества, объединения усилий университетских комплексов, крупного бизнеса и органов государственной власти.
— А российские студенческие отряды как-то помогают в реализации таких проектов?
— Да. Это хорошая школа профессионального мастерства и подспорье в работе. Студенты, начиная со второго-третьего курсов, уже могут привлекаться к работе на предприятиях транспорта. И на БАМе часто они трудятся, и в качестве проводников ездят, и в других сферах успешно себя проявляют... Студенческие отряды — это традиционно востребованная и полезная школа.
— Считаете ли вы себя успешным?
— Я такими понятиями не оперирую. В любом случае ведь это субъективная оценка.
— И никогда не размышляли, что для вас успех?
— Иногда размышляю над этим вопросом, конечно, но сказать, что я разрешил его для себя в полной мере, не могу. На мой взгляд, у человека должна быть определенная гармония в жизни. И когда человек, например, увлекается только своей карьерой, а при этом забывает про семью — это дисбаланс. Поэтому гармония, пожалуй, это и есть синоним успешности. Насколько она у меня сегодня присутствует, мне сложно сказать. Я к ней стремлюсь, а совершенству, как известно, нет предела…
— Что нужно делать (или не делать) студенту сегодня, чтобы добиться определенного успеха? Дайте, пожалуйста, напутствие.
— Надо быть честным перед самим собой. Нужно любить то дело, которым ты занимаешься. Есть хорошая пословица: «Для корабля, который не знает в какую гавань идет, не бывает попутного ветра». Человек должен определять для себя цели, строить под них планы и ежедневным трудом к ним идти. На этом пути студенту обязательно помогут самоорганизация, дисциплина и мотивация. Красивые слова, но если на практике ими оперировать, то, как правило, это дает требуемый результат. А главное, нужно мечтать и верить!
Беседовала Валерия Шаньгина