04.10.2018
Владимир Макогон окончил НГУЭУ (НИНХ) в 1981 году и до сегодняшнего дня не изменял своей профессии, связанной с организацией и эффективным управлением материальными ресурсами. Проходил стажировку в Германии, Финляндии и Франции, где знакомился с системами организации снабжения зарубежных компаний. В 2001 году в НИИЖТе защитил кандидатскую диссертацию на тему «Повышение эффективности обеспечения железной дороги материально-техническими ресурсами в период структурной реформы». Работал на руководящих должностях в филиалах ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», ЗАО «Трансмашхолдинг», АО «Вагонреммаш». Занимается построением эффективных систем использования материальных ресурсов при бюджетном планировании, награжден знаком «Почетный железнодорожник». Сегодня Владимир Данилович Макогон живет в Москве и является советником коммерческого директора ЗАО «Трансмашхолдинг».
БЛИЦ-ОПРОС:
Владимир Данилович Макогон
Специальность «Экономист»
(год выпуска – 1981)
1. Охарактеризуйте НИНХ в трех словах?
— Альма-матер — благодетельная, кормящая мать!
2. Что для вас успех?
— Если с философской точки зрения — сочетание приобретенных знаний и опыта, востребованных и направленных на благо людей, производства, окружающей среды.
3. На ваш взгляд, как образование влияет на способность достичь успеха в жизни?
— Однозначно влияет, потому что даёт профессиональные знания, расширяет кругозор, повышает эрудицию. Это и есть слагаемые успеха.
4. Ваше любимое изречение или девиз?
— Упорство и труд — непреложные слагаемые успеха!
5. Назовите книги, которые на вас повлияли, и вы порекомендовали бы их прочитать каждому?
— Я бы всем рекомендовал читать и перечитывать наше всё — Александра Сергеевича Пушкина. Пожалуй, самым моим любимым произведением остается роман «Евгений Онегин». И, конечно, классикой остаются произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова, мы активно цитировали их в студенческие годы, это актуально и сегодня. Также я бы рекомендовал всем «Капитал» Карла Маркса, это тоже книга о жизни, вернее, наука о жизни. Индекс цитирования «Капитала» зашкаливает, приближаясь, по некоторым данным, к индексу цитирования Библии.
— Владимир Данилович, вы в Новосибирске школу оканчивали?
— Нет, я из Новосибирской области, из Купино, заканчивал школу № 148. Большая благодарность всем учителям, особенно классному руководителю, преподавателю русского языка и литературы, участнику Великой Отечественной войны Степану Марковичу Овчинникову, который научил меня грамотно писать, излагать свои мысли, понимать красоту и величие русской литературы.
— Почему после школы выбрали НИНХ?
— Сначала я отдал долг Родине: отслужил в армии. Служил в сержантской школе, готовил младших командиров. Закончил службу старшиной. Многие из моих сослуживцев, как и я, были настроены учиться дальше, получать высшее образование. Я начал созваниваться, переписываться с новосибирскими вузами, выбирать. Служил-то я в Новосибирске, в Северном поселке. И поступил на так называемый рабочий факультет института, который возглавляла тогда удивительная, чуткая, порядочная и заботливая Валентина Ильинична Некрасова. Педагог от бога! Мы повторяли школьную программу, чтобы освежить знания и успешно сдать вступительные экзамены в институт. Многие мои сокурсники тоже были после армии. Государство заботилось и давало возможность получить высшее образование.
— Почему выбрали факультет материально-технического снабжения?
— В те годы он был одним из самых популярных. Кстати, сегодня многие менеджеры не понимают сути этого направления — экономику и планирование материально-технического снабжения. К сожалению. К примеру, на предприятиях тяжелого машиностроения в себестоимости готового продукта удельный вес материальных ресурсов достигает 80 %. Где, как не здесь, использовать весь спектр знаний, полученных в университете?
— Может быть, как вы сказали, современные менеджеры не понимают сути материально-технического снабжения из-за того, что сегодня нет долгосрочного планирования, как это было в СССР, — ни пятилеток, ни семилеток?
— А сейчас бюджетное планирование. Любой централизованно управляемый механизм имеет свои плюсы и минусы. Мы их знаем, потому и перешли на другой, более жесткий путь развития. Изменилось отношение к собственности. Бюджетное планирование предполагает самостоятельное формирование планов и персональную ответственность за их исполнение перед акционерами. Казалось бы, расширение производства и повышение производительности труда должны происходить на основе совершенствования технологий, пересмотра нормативной базы, совершенствования учета. Однако мы видим, как некоторые специальности, такие, например, как экономика труда, на рынке уже не востребованы. Современные технологии бюджетного планирования предполагают планировать и отслеживать расходы в режиме онлайн, следовательно, появилась возможность управлять бюджетами одним лицом — экономистом по МТР — с использованием всего мотивационного спектра (KPI). Такой возможности в СССР мы не имели. И разве собственнику не интересно эффективное управление материальными ресурсами на производстве?
— Ладно, вопрос риторический… Давайте о ваших студенческих годах. Что запомнилось, какие предметы в институте были любимыми?
— Помню, когда я учился в институте, нам говорили: «Вы здесь получаете эрудицию, сами того не замечая. От своих однокурсников, которые прошли серьезный отбор в институт, от преподавателей, которые дают вам информацию, знания». А Евгений Дмитриевич Сысолятин, доктор экономических наук, наш преподаватель политэкономии, любил повторять: «Пользуйтесь моментом, что вас здесь слушают. После института вас будут слушать только при условии, что вы будете востребованными. Но это произойдет не скоро и только при определенных обстоятельствах». Также помню слова преподавателя истории КПСС Натальи Андреевны Гашковой, которая, наставляя нас, повторяла: «Каждый студент — кузнец своего счастья и несчастья!»
В институте я впервые познакомился с классической политической экономией. Оказалось, что это наука о жизни, наука о развитии общества по определенным законам, в основе которых лежит трудовая теория стоимости, описанная Карлом Марксом в его «Капитале». При этом политическая система общества, взаимодействуя с экономикой, создаёт свой колорит государства. По прибавочной стоимости (а это первый том «Капитала») у нас был спецкурс. Понимать идеи Карла Маркса оказалось совсем непросто, но это необходимо любому экономисту. Вообще политэкономия меня тогда впечатлила, открыла, что называется, глаза.
— Она не показалась вам скучной?
— Любой научный труд не будет вначале доступен, как художественная литература, а уж «Капитал» тем более. Скучно не было, тяжело — да!
Представьте, теория прибавочной стоимости капитализма, сформулированная для общества еще в XIX веке, в той или иной мере актуальна и для XXI века. Меняются политические системы общества, но законы экономики не поддаются искусственному развитию. Наше общество это проходило.
— Какие предметы еще запомнились?
— В годы моей учебы только начинали преподавать математическое программирование, математические методы, ставшие впоследствии основой для информационных технологий. Мы осваивали языки алгол, фортран, который применялся тогда при составлении программ для решения научно-технических задач на огромных ЭВМ марки ЕС-1020, занимавших все пространство от пола до потолка в институтском вычислительном центре. Конечно, это было чрезвычайно интересно, хотя и непросто. Сейчас это все в телефоне. Сегодняшние технологии вообще кажутся фантастикой. На 3D-принтере, например, можно создавать любые промышленные образцы и не только. Еще из интересных предметов, конечно, высшая математика, для экономического университета это основа всех основ. Выражение «козе понятно!» принадлежало уважаемому преподавателю высшей математики Анатолию Ивановичу Шкуратскому. С большой теплотой вспоминаю декана факультета, доктора экономических наук, профессора Валерия Павловича Федько, доктора экономических наук, профессора Владимира Васильевича Щербакова и многих других — обо всех самые наилучшие воспоминания.
— Куда вас распределили после защиты диплома?
— В советское время система распределения выпускников вузов напрямую зависела от средней величины баллов, набранных в зачетке. У меня средний балл составил 4,1, что позволяло выбирать место работы в первой десятке. К тому времени я уже был семейным человеком, выбрали ОАО «Павлодарский химический завод». Первая должность по специальности — экономист отдела материально-технического снабжения, затем — старший экономист.
— И как вас встретил завод? «Забудьте, чему вас учили в институте, здесь производство»?
— Нет, такого не было. Институт ведь дает не только знания, но и эрудицию. Все знать невозможно, но нас, студентов, научили искать нужную информацию, и я всегда находил ответы на вопросы, которые возникали в процессе работы. Для этого необходимо хорошо знать технологию производства. Практически всю жизнь я проработал в сфере материально-технического снабжения, и знания, полученные в институте, стали основой для профессионального роста.
— Вы сохранили дружеские отношения с однокурсниками?
— Конечно. Мы встречаемся не просто группой, а потоком вот уже 37 лет с периодичностью раз в пять лет. На встречи приходят и приезжают со всех уголков России: Москва, Великий Новгород, Красноярск, Кемерово, Комсомольск-на-Амуре, Тюмень, Омск и так далее — 40–60 человек. Место встречи — крыльцо первого корпуса, что на улице Каменской, 56. Этот корпус для нас родной, остальные были построены позже, уже когда мы окончили университет. Здание, где находится институтское общежитие, тоже навевает воспоминания. Мы, когда собираемся, всегда к нему подходим, смотрим на «наши» окна. Я жил в общежитии в комнате № 304, на третьем этаже, это был этаж нашего факультета. По окончании обучения многие создали семейные пары: Макогоны, Токаревы, Ермиловы, Аркашевы и другие. Может быть, поэтому мы так дружны до сих пор. Когда бываю в Новосибирске, всегда стараюсь пройти знакомой дорогой — мимо института. Ностальгия! Институт дал мне путевку в жизнь, и я ему за это благодарен.
— Кроме учебы, чем вы еще занимались, как свободное время проводили?
— На втором курсе я был избран заместителем секретаря комитета комсомола института и очень плотно занимался организацией работы студенческих строительных отрядов. Секретарь комитета Сергей Бут, Владимир Женов — эти и другие замечательные люди стояли у истоков стройотрядовского движения НИНХа. По рекомендации Владимира Женова я оказался в новосибирском областном штабе студенческих отрядов, который был создан при обкоме комсомола. От его имени мне приходилось ранней весной выезжать на территории предстоящей работы отрядов для заключения хозяйственных договоров. Поскольку мы работали на путине, то территории эти были Магаданской и Сахалинской областей: Анадырь, Магадан, Северо-Эвенск, Южно-Сахалинск, Корсаков, Охотское, остров Щикотан и др.
— Много было желающих?
— Формирование отрядов начиналось практически с началом учебного года на конкурсной основе с учетом индивидуальных качеств. Каждый боец, прошедший отбор, должен был, помимо работы рыбообработчика, выполнять определенную роль в общественной жизни отряда. На территориях нас очень ждали и любили! Много давали концертов, учили, лечили, проводили олимпиады, фестивали, различные конкурсы мастерства, оказывали шефскую помощь — всего не перечесть! Представляете, какую мощь может представлять сводный отряд из 12 университетов четырёх областей СССР в количестве 1200 человек?! «Щикотанские бланшировщики» встречаются по сей день — знаю не понаслышке.
— Сколько можно было заработать за лето в стройотряде?
— Больше, чем зарплата, которую я получал после окончания института! За сезон — это примерно два месяца — можно было заработать тысячу рублей. При средней зарплате экономиста в 120 рублей.
— Наверное, стройотряд — это еще и романтика?
— А как же! Это на всю оставшуюся жизнь! Мы тогда столько песен у костра перепели. Булат Окуджава, Юрий Визбор. Много было и своих песен, которые ребята сочиняли.
Зеленые куртки — вот весь наш наряд,
И ждёт нас работа!
Уходит, уходит, уходит отряд,
Как будто пехота!
Провожали нас тоже хорошо, душевно:
Вот она милая сайра,
Вот он — родной Щикотан!
Чайки, как гуси, летают,
Ворон поёт сквозь туман!
Хочется местным коровам
Низкий отвесить поклон.
Жаль, что ты уезжаешь,
Наш командир Макогон!
(А. Страхов, поэт)
— Что вы пожелаете сегодняшним студентам НГУЭУ?
— Прежде всего, терпения. Учеба не всегда проходит гладко, но, поверьте, все, что вы узнаете на лекциях, безусловно, в той или иной мере вам пригодится в дальнейшем. Учитесь преодолевать трудности — это тоже полезное качество. «Что для вас счастье — борьба!» — девиз Карла Маркса.
Ксения Леус
Фото из личного архива выпускника